История города Тольятти

Перенос Ставрополя и его переименование в Тольятти

Ведущую роль в строительстве города Ставрополя-Тольятти сыграл Куйбышевгидрострой (КГС). КГС, советская строительная организация была образована постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1950 г., для строительства Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге. Волжская ГЭС - это, прежде всего, здание станции высотой 80 м и длиной около 700 м. Плотина соединила правый и левый берега Волги. В результате строительства образовалось водохранилище площадью около 6,5 тыс. кв. км, длиной 500 км, шириной местами до 40 км. 

Проект строительства ГЭС на Волге берёт своё начало в 1919 г., когда по заданию Ленина на Самарской Луке проводились первые изыскания по возможности строительства.

Было решено начать строительство в годы третьей пятилетки (1938-1942 гг.) и закончить в 1947 г., однако планам помешала Великая Отечественная война. 21 августа 1950 г. было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции мощностью 2,1 млн. кВт с выработкой 11 млрд. кВт.ч. электроэнергии в средний по водности год.

В город Ставрополь-на-Волге стали прибывать строители, началось второе рождение города. Расширялись границы города: на месте села Кунеевка строился рабочий посёлок Комсомольск-на-Волге, а четыре километра к юго-западу от Комсомольска закладывался посёлок Шлюзовой. Одновременно со строительством Комсомольского и Шлюзового, велось строительство Портового посёлка на возвышенности левого берега.

Осенью 1950 г. силами колхозников Ставропольского района было начато строительство трассы Ставрополь - Куйбышев. 18 апреля 1951 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ о преобразовании города Ставрополя Ставропольского района в город областного подчинения. Это событие напрямую было связано со строительством Куйбышевской ГЭС. В бывшем купеческом лабазе расположился штаб во главе с начальником Куйбышевгидростроя И.В. Комзиным.

На первой Ставропольской городской партийной конференции 27 мая 1951 г. было подтверждено решение правительства по строительству ГЭС, были избраны секретарями первого городского комитета партии А.И. Елизаветин, А.А. Краснушкин и А.М. Токарев.

Строительство электростанции на Волге предполагало перенос из зоны строительства деревень, попадавших под затопление на безопасные участки территории. Это же решено было сделать и со Ставрополем.
Для организации переноса города были выделены денежные средства, выделен транспорт. Сразу за Ставропольской дачей, в юго-западной её части началось строительство Соцгородка - рабочего посёлка, положившего начало новому Ставрополю. Всего было перенесено 2540 строений и летом 1955 г. перенос был закончен: от старого города осталась только городская больница, расположенная в Портпосёлке. Строительство города велось бурными темпами, и в северо-восточной части города вырос жилой квартал. По имени организации, начавшей здесь строительство, его назвали УНР. Оформлялись автомобильные трассы для городских автобусных маршрутов. Они соединили площадки будущих заводов северо-восточной части города с посёлком Фёдоровка. Их протяжённость составляла 20-25 км.

На строительстве гидроузла были задействованы значительные людские ресурсы, техника и оборудование. Опережая все, намеченные графиком работ сроки, в декабре 1955 г. первый агрегат гидростанции дал стране ток. Энергия из Среднего Поволжья поступает в города Центральной России, Урала и других регионов страны. 

В августе 1958 г. Куйбышевгидрострой был награждён орденом Ленина, а наиболее отличившиеся строители и монтажники - орденами и медалями. Рождение электростанции, "второе рождение" города привело к тому, что 28 августа 1964 г. Ставрополь был переименован в честь выдающегося деятеля международного движения Пальмиро Тольятти и стал называться город Тольятти.

С появлением дешёвой электроэнергии, появилась возможность для строительства крупных промышленных объектов. Подводя итоги по данному периоду, следует сделать вывод, что за период с 1958 по 1965 г. Куйбышевгидростроем сдано в эксплуатацию 303 промышленных объекта, такие как: " Волгоцеммаш", завод синтетического каучука, "Куйбышевфосфор" и др. Вместе с тем, огромный опыт работы и прекрасная материальная база сыграли свою роль при выборе подрядчика для строительства Волжского автомобильного завода. И это при наличии большого количества претендентов. Начавшись в августе 1966 г., строительство завода велось очень быстрыми темпами: и спустя 3,5 г., к 100 летней годовщине со дня рождения В.И. Ленина, была выпущена первая автомашина "Жигули", а в марте 1971 г. первая очередь автозавода мощностью по выпуску 220 тысяч автомобилей в год была предъявлена государственной комиссии и сдана в эксплуатацию. В конце 1971 г. была сдана в эксплуатацию вторая очередь завода, мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Третья очередь автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год введена в эксплуатацию в декабре 1972 г. Подводя итог, следует отметить то, что в короткие сроки был обеспечен ввод полной проектной мощности по выпуску 660 тысяч автомобилей в год, запасных частей и прочей продукции.

Параллельно со строительством автозавода, шло строительство новой части города Тольятти. Возводились 5, 9, 12 и 16 этажные дома, 12 этажные общежития, детские дошкольные учреждения, школы, объекты здравоохранения, торговые центры и т.д. Работники Куйбышевгидростроя на всех этапах строительства работали с полной отдачей сил и энергии, возводя для людей город. Здесь следует отметить лидеров Куйбышевгидростроя: парторга Александра Сергеевича Мурысева (в Комсомольском районе его именем названа улица).

В январе 1967 г., в целях скорейшего введения в строй Волжского автозавода, ЦК ВЛКСМ объявил его сооружение Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. По призыву комсомола в том же 1967 г. в Тольятти прибыли первые 3,5 тысячи квалифицированных рабочих из 58 областей и краёв страны. Средний возраст строителей - 24 года, и строительство автозавода можно по праву считать молодёжной стройкой. В общей сложности на строительстве работало 63-65 тысяч человек. На стройке развернулось социалистическое соревнование, проводились праздничные вахты трудовых и боевых традиций Ленинского комсомола. Результатом их было выполнение комсомольцами 700 сверхплановых норм.

С 1973 г. ширится движение за звание коллектива коммунистического труда. В 1967 г., по призыву бригады отделочников Героя Социалистического Труда В.Н. Савиновой, массовый характер приобрело движение "Работать так, как работают мастера труда". Ударно трудились механизированные бригады под руководством Героев Социалистического Труд; И.В. Ремигайло и В.П. Быкова. По почину бригады Героя Социалистического Труда Н.Т. Зенкова из Автозаводстроя "За наивысшую выработку в натуральном измерении" соревнуются около ста бригад. На стройке осваивается бригадный подряд (инициатива комплексной бригады А.И. Штурма). Для повышения рабочих квалификаций, приобретения рабочих специальностей на Куйбышевгидрострое создаются стационарный учебный комбинат и базовые профтехучилища. Опытные мастера своего дела берут на себя обучение рабочей специальности молодых рабочих. С этим почином выступили коммунисты П.А. Досаев, В,А. Клементьев, А.И. Полевой, Н.Д. Мануйлов. Результатом этого явилось овладение рабочими специальностями молодыми рабочими: с 1971 по 1973 г. подготовлено вновь 11882 квалифицированных специалиста, повышена квалификация 22000 строителей.
Родина и правительство по достоинству оценили трудовой героизм строителей автозавода - звание Героя Социалистического Труда было присвоено П.М. Бутаеву, Н.Т. Зенкову, Н.И. Похлёбкину, И.В. Ремигайло, Г.В. Робустову, Л.С. Сиверской.

На стройке рождаются и свои традиции - чествования юбиляров, конкурсы на лучшую организацию быта, общежитие, столовую и т.д. Представители КГС входят в высшие органы государственной власти: Депутатами Верховного Совета СССР избирались бригадир В.Н. Савинова и каменщица Н.М. Щурина. Третий раз депутатом Верховного Совета РСФСР был избран начальник Куйбышевгидростроя Н.Ф. Семизоров, делегат XXIII и XXIV съездов Коммунистической партии Советского Союза. За доблестный труд 4261 рабочий, ИТР и служащий Куйбышевгидростроя были награждены медалями "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина".

По итогам восьмой пятилетки 432 работника Куйбышевгидростроя были награждены орденами и медалями, а бригадиру В.Н. Савиновой и начальнику Куйбышевгидростроя Н.Ф. Семизорову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За сооружение ВАЗа им. 50-летия СССР Куйбышевгидрострой был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а строители - орденами и медалями. Заместитель начальника КГС Е.П. Новиков удостоен почётного звания лауреата Государственной премии за строительство Автозаводского района города Тольятти.

В связи с недостатком цемента в стране, 24 августа 1955 г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в Ставрополе-на-Волге крупного специализированного предприятия по выпуску цементного оборудования, который получил название - Волжский завод цементного машиностроения. Параллельно, в городе, создавался институт по проектированию цементного оборудования - ВНИИцеммаш. В апреле 1956 г. началось строительство завода. В 1966 г. завод в основном был построен: это 30 крупных сооружений, где разместилось 25 производственных цехов механосборочного, сварочно-сборочного и металлургического производства, управление и технические службы, железнодорожная станция, центральная заводская лаборатория, поликлиника, учебный корпус, склады и другие подразделения завода. За достигнутые успехи в соревновании предприятий отрасли и за досрочное выполнение плана восьмой пятилетки "Волгоцеммаш" был награждён орденом Трудового Красного Знамени, 102 передовика производства удостоены правительственных наград, а токарь сборочного цеха № 17 П.Е. Шимолин, выполнивший задание пятилетки за 4 года и 3 месяца - звание Героя Социалистического Труда.

В 1951 г. началось строительство завода синтетического каучука. Но только в 1958 г., с созданием строительно-монтажного управления №1 Куйбышевгидростроя, работы развернулись в полную силу. СМУ-1 было укреплено строителями, имеющими опыт и высокую квалификацию, работавшими ранее на строительстве Волжской ГЭС им. Ленина: бригады Героев Социалистического Труда Н.Д. Мануйлова и А.И. Полевого. Строительство предприятия было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и на ней работало около 200 коммунистов и свыше 500 комсомольцев. Трудовой героизм продемонстрировали бригады Н. Пудовкина, А. Кривихина, А. Костина, А. Леонова, В. Мальчикова, Д. Шишкина. В книгу почёта были занесены имена Веры Сёминой, Василия Сечина, Валентины Петровой и других. Июнь 1961 г. - это дата получения первого тольяттинского каучука, изготовленного на привозном дивиниле и привозном эмульгаторе. А 20 сентября 1964 г. был получен первый брикет изопренового каучука.

Строительство химического завода (Куйбышевфосфор) было составной частью промышленного комплекса, сооружаемого на базе Куйбышевской ГЭС имени В.И. Ленина. В разработке проекта стройки принимали участие более 20 проектных и научно- исследовательских институтов страны. Начало строительства завода приходится на сентябрь 1958 г., когда правительством страны был взят курс на ускорение развития химической промышленности. Главным подрядчиком завода был определён ордена Ленина Куйбышевгидрострой.

После объявления стройки Всесоюзной комсомольской, в 1962 г., в Ставрополь стали прибывать строители из всех республик страны. Коллектив СМУ-6 Куйбышевгидростроя шел в авангарде трудовых дел и свершений. Несмотря на суровую зиму 1963 г., работы велись по графику, в срок. Ударно трудились на возведении печного цеха лучшие бригады СМУ-6, которыми руководили А. Зимин, И. Васин, А. Золотов, И. Ефремов и др. Партийная организация направила на решающие участки стройки своих представителей: А. Попова, А. Курчикова, П. Андрющенкова, П. Старостина и др. От коммунистов не отставали комсомольцы - молодые инженеры Лукинский, Лав-ренов, Чурин, механик Чугунов и др.

Рабочие кадры готовились здесь же, на месте. Этим участком руководил коммунист Г. Лавриненко. 12 сентября 1963 г. на заводе был получен первый фосфор. Этот день стал днём рождения завода. 17 сентября 1963 г. на заводе была произведена первая партия фосфорной кислоты. В первых числах декабря 1963 г. был пущен в строй цех по производству трикрезилфосфата.

Необходимость обеспечения паром заводов большой химии и отапливания жилого массива, требовало строительства ТЭЦ. Работы по строительству были начаты Куйбышевгидростроем осенью 1958 г. ТЭЦ планировалось сдать в эксплуатацию до пуска цехов строящихся предприятий большой химии и машиностроения. На стройке были задействованы лучшие бригады специалистов, развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение работ по строительству теплоэлектроцентрали.

31 декабря 1960 г. в 23 часа 18 минут первый турбогенератор Тольяттинской ТЭЦ был поставлен под загрузку. Теплоэлектроцентраль вступила в число действующих электрических предприятий страны. В 1967 г. началось строительство второй ТЭЦ, предназначенной для отопления корпусов ВАЗа и строящегося жилого комплекса домов - общежитий Автозаводского района. В сентябре 1971 г. все шесть блоков теплоэлектроцентрали общей мощностью 540 МВт были пущены в эксплуатацию; строительство первой очереди ТЭЦ ВАЗа было завершено.

В 1958 г. пристань маленького города Ставрополя превращается в порт Ставрополя. А спустя десять лет, Тольяттинский порт уверенно вошёл в число крупнейших портов Волжского бассейна. Порт Тольятти является огромной перевалочной базой на Волжском речном пути, включающем в себя Волго-Дон и Волго-Балт. Ежегодно по Волжскому речному пути I перевозятся сырьё для перерабатывающей промышленности, древесина, I песок, щебень, а с пуском "Волгоцеммаша" и ВАЗа - негабаритное цементное оборудование и автомобили "Жигули", транспортируемые в специальных контейнерах.

С целью перевозки пассажиров, и организации перевозки людей в Комсомольском районе построен современный речной вокзал с гостиницей, зданием управления порта, благоустроенная набережная.

Строительство гидроузла у Жигулей помогло связать Ставрополь-на-Волге с железнодорожным сообщением Куйбышевского и Сызранского направления. На стыке железнодорожных веток появилась станция Жигулёвское Море.
В 1963 г. по новому участку пошли электровозы, связав его с железнодорожными цехами заводов: "Волгоцеммаш", СК и др. С началом строительства ВАЗа было принято решение о строительстве новой железнодорожной линии. Это строительство позволило бы обеспечивать все нужды в перевозках будущего автогиганта и частично разгрузило бы Ставропольскую железнодорожную ветку.

В марте 1967 г. в район автозаводской площадки пошли первые тепловозы, доставляющие технику, железобетонные изделия и другие материалы, которые посылала страна гигантской стройке. Станция Тольятти вошла в состав Куйбышевской железной дороги 1 января 1969 г., став станцией первого класса через три года эксплуатации. А с октября 1970 г. станция приступила к перевозке продукции автозавода - автомобилей "Жигули".

По материалам учебного пособия "Российская история для тольяттинцев" под редакцией С.Н. Брежневой, А.Н. Мунина, В.П. Овсянникова, О.Н. Аристова - Тольятти, Изд-во ПТИС МГУС, 2001. - 292 с.


Возврат к списку