У многих россиян, в том числе и у самарцев, до сих пор преобладает мнение, что хорошо отдохнуть во время летнего отдыха можно лишь где-нибудь за тридевять земель, в первую очередь за границей. Однако даже на этом фоне туроператоры констатируют, что в последние годы предпочтения отдыхающих постепенно меняется в пользу наших, родных красот. Есть интерес к России и у зарубежных туристов.
Вот что, например, поведал автору этих строк старший консультант Европейского союза гражданин Австрии Клаус Вент, который в течение четырех последних лет неоднократно бывал в Самаре в связи с работой в рамках программы «Тасис».
- Вскоре после моего прилета в ваш город (а это было в середине лета) самарские друзья привезли меня на какой-то необитаемый безымянный островок на Волге, и мы здесь прямо с берега ловили потрясающую рыбу - леща, которого в Европе никто не знает. А еще я был поражен, обнаружив, что в Волге водится огромное количество раков. Во всей Европе уже не найдешь ни одного естественного водоема, где их можно было бы не то что ловить, но хотя бы увидеть. Австрийцы знают, что речные раки - это большой деликатес. И как закуска к пиву они намного предпочтительнее, чем морские креветки. Если, например, у нас в Австрии опубликовать брошюру с красивыми картинками вашей природы, да еще и описать, как у вас можно голыми руками ловить раков, наверняка найдется очень много желающих приехать к вам из Австрии, чтобы насладиться такой экзотикой.
Увы, в Европе вообще нет такого понятия - дикая природа. Может быть, где-то на вершинах Альп она и есть, но ее мало кто видит. Мои воспоминания о дикой природе из детства, поскольку я вырос именно в горах, хотя и там я ни разу не видел такого участка местности, где можно было бы оглянуться вокруг - и не увидеть хотя бы одного дома, строения или прочего признака цивилизации. А в России меня в первую очередь поразили масштабы вашей страны и невиданная для европейца нетронутость вашей природы. Там, где у вас она еще сохранилась в девственном состоянии, ее нужно всемерно оберегать - ведь это богатство принадлежит не только России, но и всему человечеству.
Чтобы окунуться в тысячелетнюю древность, многие из нас едут, например, в Египет, где посреди пустыни стоят всемирно известные пирамиды, или отправляются в Мексику – поглазеть на памятники культуры давно исчезнувших с лица земли ацтеков или майя. А иные в поисках острых ощущений и вовсе забираются в джунгли Индии или Таиланда, где до сих пор стоят величественные развалины старинных храмов полузабытых религий.
Между тем мало кому известно, что всего лишь в нескольких десятках километров от Самары можно найти следы не менее таинственной цивилизации, о которой историкам стало известно лишь в последние десятилетия ХХ века. По данным исследователей, эти древнейшие из волжан жили в нашем крае так давно, что по сравнению с ними возраст цивилизации ацтеков – все равно что возраст младенца рядом с глубоким стариком.
О существовании некоей загадочной цивилизации жигулевских подземелий говорится почти во всех местных легендах и преданиях, собранных самарскими фольклористами в течение последних 150 лет. С ними связаны и призрачные явления, которые не только проходят «красной нитью» через жигулевские былины и сказания, но и до сих пор наблюдаются в ряде точек Самарской луки. Наиболее известный из этих феноменов - так называемый мираж «Мирного города», который упоминает в своей книге еще голштинский путешественник Адам Олеарий, посетивший Поволжье в семнадцатом веке. Другие названия того же явления - «Крепость пяти лун», «Белая церковь», «Фата-моргана» и так далее.
Еще одна группа жигулевских мифов и легенд касается подземного мира волжских гор, который для ученых и по сей день остается настоящей «терра инкогнита». В частности, очень интересны былины о неких призрачных человечках, внезапно появляющихся из-под земли и так же внезапно исчезающих. О них говорится, что эти белые карлики «так прозрачны, что сквозь них видны деревья». Сто лет назад местные жители называли их «чудью подземной» и описывали так: «Человечек маленького роста, с костлявым телом, с кожей, покрытой чешуей, с огромными глазами, мертвящим взглядом и таинственным свойством к перемещению сознания из тела в тело». Последние слова, видимо, означали наличие у подземных жителей телепатических способностей.
О том, что «пещерные люди» представляют собой «осколки» некоей древней цивилизации, считает также и известный астролог Павел Глоба. Вот что он пишет в одной из своих работ: «Между Волгой и Уральскими горами родился и жил Заратустра – мудрейший философ и реформатор древности. С его именем связывают древнейшую земную цивилизацию огнепоклонников, ныне забытую. Однако о ней по сей день помнят загадочные пещерные монахи, иногда выходящие к людям из своих подземелий».
Из многих древних самарских преданий следует, что полуостров Самарской луки, практически со всех сторон окруженный водой, несколько тысяч лет назад стал последним оплотом великой расы огнепоклонников, в те времена жившей на Русской равнине. Теснимые со всех сторон кочевниками, эти люди в конце концов добрались до жигулевского горного массива, где и смогли укрыться от врагов в труднодоступных пещерах и горных ущельях. Из остатков этой великой древней расы на Самарской луке впоследствии и возник целый подземный народ. Сведения о нем зашифрованы в былинах и преданиях.
Мифы и легенды подтверждаются все новыми археологическими изысканиями, которые, в частности, позволили обнаружить в бескрайних степях так называемый Заволжский исторический вал. Этими словами историки именуют некое грандиозное сооружение, представляющее собой земляную насыпь, вдоль подножия которой тянется хорошо заметный ров. Сейчас насыпь имеет около пяти метров в высоту и семь-десять метров - в ширину, а глубина рва колеблется от одного до трех метров, хотя в далеком прошлом эти размеры, конечно же, были гораздо внушительнее. В целом же масштабы Заволжского исторического вала не могут не поражать: он с перерывами тянется через Саратовскую и Самарскую области, через Татарстан и Башкирию, а затем теряется где-то в предгорьях Среднего Урала. Общая длина столь гигантского даже по современным масштабам сооружения оценивается как минимум в две тысячи километров.
Предполагается, что этот вал был возведен не менее двух с половиной тысяч лет назад некоей могущественной расой, ныне исчезнувшей с лица земли. По всей видимости, уже в те времена зороастрийцы хорошо знали металлургическое производство, что говорит о высоком уровне их цивилизации. Скорее всего, именно этот народ и построил Заволжский исторический вал, который должен был играть роль оборонительных сооружений при набегах с запада диких европейских племен - скорее всего, германских и угро-финских.
А всего на территории Самарской области по разным оценкам насчитывается от 300 до 700 (!) культурно-исторических, археологических, палеонтологических и прочих природных памятников. Их точное число ныне вряд ли известно даже специалистам, потому что, во-первых, ученые регулярно находят в нашем крае что-то новенькое, во-вторых, какие-то памятники, к сожалению, то и дело разрушаются. Между тем среди них есть такие всемирно известные достопримечательности, внесенные в каталоги ЮНЕСКО, как Самарская лука с Жигулевскими горами, Сергиевский природно-исторический комплекс, Бузулукский бор. Но все же в этом перечне гораздо больше памятников федерального или местного значения, забота о содержании которых по закону ложится даже не на центральные, а на губернские или муниципальные власти. Можете поверить, что знакомство со многими из них во время летнего отпуска произведет на вас не меньшее впечатление, чем посещение Кипра или Канарских островов.