В 80-е годы по дороге на местную турбазу я часто наблюдала, как над полями кружит степной орел. Высмотрев добычу, он стремительно пикировал вниз и практически сразу же взмывал в небо с жертвой в цепких лапах. Припав к окошку автобуса, я словно завороженная восхищенно смотрела, как сильная птица с каждым взмахом широких крыльев поднимается все выше и выше. Увы, скоро увидеть этого пернатого хищника можно будет только на страницах Красной книги: его популяция в критическом положении. По разным источникам, в области насчитывается 7 – 13 пар.
Игорь Пантелеев – орнитолог Института экологии Волжского бассейна. О том, что пернатые хищники вымирают, знает не из книг, а из личных наблюдений в экспедициях. Прекрасные, гордые, беспощадные и сильные, эти птицы находятся на вершине трофических цепей в экосистемах и поэтому острее других испытывают на себе влияние всех изменений, происходящих на более низких уровнях.
– Из 36 видов птиц, внесенных в Красную книгу Самарской области, 10 относятся к отряду соколообразных. Добавить к ним совообразных – филина и сплюшку, получается, что пернатые хищники составляют больше трети исчезающих видов, – говорит Игорь Владимирович. – Некоторые из них занесены в списки редких не только в нашей региональной, но и в российской и международной Красных книгах. Это скопа, лунь степной, змееяд, орел-карлик, орел степной, могильник, беркут, орлан-бело-хвост, балобан и сапсан. Их естественная плотность всегда не очень высока, но при любых неблагоприятных факторах, особенно связанных с воздействием человека, численность их падает настолько, что популяции этих видов вообще исчезают.
Первое, что ударило по населенности хищных птиц, – это начавшиеся в 50-х годах интенсификация сельского хозяйства и активное промышленное освоение территорий как в России, так и за рубежом. Тогда стали повсеместно бороться с грызунами и насекомыми, применяя различные химические препараты (пестициды). Одним из самых массовых стал ДДТ, или дуст. Это органическое соединение – очень эффективный яд. Им посыпали все, начиная от туалетов и заканчивая полями. Несколько тысяч тонн этого инсектицида было распылено для подавления вспышки численности хруща в Бузулукском бору. Уже позже стало ясно, что ДДТ включается в биологический цикл и в опасных концентрациях накапливается в организме теплокровных животных и человека. Особенно чувствительны оказались хищные птицы, у которых было отмечено резкое снижение репродуктивной способности при накоплении ДДТ: наблюдалась высокая эмбриональная смертность, истончение скорлупы яиц (самка не могла их высидеть, потому что те просто ломались под ее весом). После эпохи активного использования ядохимикатов в лесном и сельском хозяйствах численность большей части видов хищных птиц сократилась: некоторые стали чрезвычайно редки, другие местами вовсе исчезли и автоматически были включены в Красную книгу.
По этой причине в большинстве стран (в СССР с 1970 года) ДДТ запретили как средство борьбы с вредителями. У многих видов птиц численность начала расти. К примеру, у сплюшки, которая питается насекомыми и от применения ядохимикатов страдала в первую очередь.
Однако пришли новые факторы риска для хищных птиц. Главная угроза сегодня – трансформация естественных мест обитания. Человек строит, пашет, сеет, вытесняя все живое. Кто не сумел приспособиться – сокращает свою численность, а потом и стремительно исчезает. Это, например, скопа. В Самарской области она сохранилась только в Жигулевском заповеднике, где известно о существовании всего лишь четырех пар. Ее исчезновение связано с загрязненностью рек. Дело в том, что птица охотится исключительно на рыбу: высматривает, где та поднимается к поверхности, а потом резко пикирует, погружаясь в воду. При загрязнении водоемов видимость в них ухудшается (да и численность рыбных стад снижается), и скопа попросту не может добывать пищу.
Не остается нетронутых целинных участков земли, и степные виды птиц тоже становятся изгоями. Так, в критическом положении популяция степного орла, что связано с сокращением популяции суслика из-за интенсивного земледелия. Ведется вырубка старовозрастных лесов, где есть деревья, пригодные для гнездования хищников. Те строят свои «дома» на исполинах, выделяющихся среди основного массива. Например, почти исчез балобан (как по причине сокращения численности популяции суслика, так и из-за трансформации мест гнездования): остались лишь две-три пары.
Очень много птиц гибнет на линиях электропередачи высокого напряжения. Федеральный закон обязывает при прокладке новых и реконструкции старых устанавливать птицезащитные устройства. В Ульяновской области их выпускают давно и оборудуют ими ЛЭП. У нас же, по словам Пантелеева, Министерство природы и охраны окружающей среды лишь недавно озаботилось этой проблемой: решили штрафовать владельцев ЛЭП и на вырученные деньги закупать защитные устройства. Но вот кто и на какие средства будет их устанавливать? У владельцев электросетей в статьях затрат на обслуживание коммуникаций финансирование установки птицезащитных устройств предусмотрено только при реконструкции старых и прокладке новых линий, но не для оборудования действующих.
Еще одна угроза – охотники. В 60-е годы они здорово подорвали численность популяций всех видов хищных птиц: государство отнесло ястребов и луней к вредным видам и хорошо платило за их истребление. Но под прицел попадали и другие птицы, ведь деньги давали за принесенные лапки. Сегодня же в ходу мода на чучела филинов, орлов и других: часто «краснокнижники» попадают под выстрелы именно по этой причине.
– В прошлом году был создан департамент охоты и рыболовства Самарской области, которому передали полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Но его проверка управлением Россельхознадзора губернии выявила практически полную дезорганизацию в работе этой структуры, – говорит Игорь Пантелеев. – Учет охотничьих животных не ведется, важные законы для обеспечения полномочий по их охране в большинстве своем не приняты, департамент вообще не планирует свою деятельность. Да и сам знаю: стреляют где хотят и кто хочет. Например, в 2008 году, не согласовав с Министерством сельского хозяйства РФ, не оформив никаких документов, устроили охоту на сурка-байбака.
Пока же наблюдается только полное бездействие в деле охраны пернатых хищников. Красная книга издана, но ничего не делается, чтобы изменить ситуацию в природе. Дела улучшатся, если начнут создавать особо охраняемые территории (заказники, заповедники и памятники природы) и наведут порядок в системе уже существующей сети ООПТ. Об этом могу судить по личному опыту: был в Волгоградской области, где вокруг озера Эльтон в 2001 году создан природный парк. На его территории гнезда степных орлов встречались почти через каждый километр лесополосы. Чем дальше мы удалялись от парка, тем обширнее становились поля, а гнезда встречались все реже и реже, пока вовсе не исчезли. Природный парк «Эльтонский» – прекрасный показатель того, что при снижении воздействия человека на природу она хоть и медленно, но восстанавливается.
Также параллельно необходимо работать над изменением законодательства. Взять новый Водный и Лесной кодексы: они содержат моменты, которые только ухудшают состояние водных и лесных ресурсов. Например, в Лесном кодексе ликвидируется единственный механизм, дающий возможность экспертной оценки экологической безопасности планируемой деятельности в области охраны природы. Декларируется возможность застройки земель национальных парков под видом строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной ин-фраструктур. Создаются условия для нерегулируемой приватизации лесов без возложения на собственников обязательств, связанных с охраной леса как элемента природной среды, для роста захватов земель защитных лесов под застройку и нарушения экосистемных функций последних.
Нужно помнить: хищные птицы не просто верхушка трофической пирамиды, они замыкают экосистему, составляют в ней основное звено. Исчезнут они – произойдут негативные изменения, которые непредсказуемым образом скажутся и на качестве жизни человека. Пернатые хищники поддерживают здоровье в популяциях их жертв. Давно отмечено, что у них существует избирательность при охоте: ловят только ослабленных и больных. Также хищники контролируют внедрение новых видов – вселенцев. Ну и, конечно, они – уникальные и величественные представители животного мира. Потому нужно пытаться их сохранить.
Ия Гречман, "Городские ведомости",№ 66 (981) от 20 июня 2009 года