Статьи из других источников

Статьи о туризме в Тольятти и Самарской области

02.11.2009

Тайны курганов древнего Поволжья

Помню, в детстве отец рассказывал мне про случай, когда в районе давно заброшенного ныне села Вязовка колхоз решил распахать небольшой курган, выпуклым блюдцем возвышав-шийся над плоской равниной полей. Тогда плуг тракториста вдруг вывернул на поверхность предметы, вернувшиеся в мир из далекой тьмы веков. По истечении многих лет трудно вспомнить, что именно там было, но, кажется, речь шла о седле, поломанном проржавевшем оружии и выбеленных неведомо чьих костях. Не знаю кому принадлежали эти вещи и дальнейшую судьбу неожиданной находки, но в памяти отложились слова краеведа-отца: «Эти курганы хранят немало загадок…»

Нет нужды говорить о значимости и ценности памятников, захоронений, бывших городищ и других объектов, представляющих собой культурное наследие народов, проживающих в нашей стране. По ним пишется история, они рассказывают об укладе жизни, обычаях и верованиях далеких предков. По закону все они находятся под охраной государства, но на деле на их защиту не хватает ни сил, ни средств.

Этим безжалостно пользуются «черные археологи», ради наживы хищнически разоряющие курганы с ценнейшими реликвиями, время появления которых уходит в глубь тысячелетий. В последние годы археологические раритеты пользуются огромным спросом и в больших количествах оседают в частных российских коллекциях и за рубежом. Ущерб, наносимый грабителями, исчисляется баснословными суммами. В Поволжье «черные археологи» только поднимают голову, но на территории кавказских республик они работают с размахом.

«Бороться с расхитителями исторического наследия невероятно тяжело. У них современная техника и оружие, хорошее прикрытие, но противостоять вандализму можно, — утверждает заместитель атамана Волжского казачьего войска, историк Александр Федорович КУДРЯШОВ. – На протяжении шести лет Волжское казачье войско занимается охраной объектов культурного наследия. Эту задачу казачество выполняет издавна. Еще по указу Петра I в местах расположения казачьих войск за сохранение объектов культурного наследия отвечали станичные и хуторские атаманы.

Исторические памятники могут быть разрушены и разорены не только «черными археологами». Зачастую они страдают при запашке и освоении земель. Задача казачества — передать такие объекты в руки ученых и не допустить, чтоб они стали добычей грабителей. Казачество заключило договор на охрану с федеральной службой «Росохранкультура» и ведет работу с атаманами станиц и хуторов, близ которых располагаются курганы, грунтовые могильники, поселения, остатки крепостей, валов, рвов и пр. Первый опыт сбережения такого исторического памятника уже приобретен. Этим летом в районе села Лозовка Кинель-Черкасского района была пресечена попытка разграбить древнее захоронение кургана. Неизвестные успели выкопать шурф глубиной в человеческий рост и скрылись. Силами РОВД, местной администрации и казачества этот курган теперь будет находиться под охраной.

Для сохранения памятников культурного наследия профессиональные археологи Волжского казачьего войска, имеющие право на проведение раскопок, тщательно изучают объекты, по которым должны проводиться строительные работы. На их базе формируются летние лагеря кадетских корпусов, где юные казаки помогают археологам, а заодно проходят казачью подготовку и отдыхают. В Самарской области первым этот путь проторил атаман станицы Кинель-Черкасской Евгений Александрович ФРОЛОВ. Его учащиеся из Тимашевского клуба «Светоч» в минувшее лето выезжали уже в третью археологическую экспедицию и внесли свою лепту в восстановление страниц истории нашего края. За ударную работу командование штаба Волжского казачьего войска премировало ребят поездкой на Черное море. Опыт сохранения памятников культуры был изложен на съезде органов охраны памятников истории и культуры в Казани, одобрен собранием и рекомендован к применению на территории РФ. Подобные мероприятия уже проводятся совместно с Оренбургским, Кубанским казачьими войсками, и готовится соглашение о сотрудничестве с Иркутским казачьим войском. За общую беду нужно браться всем миром, поскольку проблема сохранения памятников едина для всей страны».

***

Что вообще происходило в глубокой древности на территории, охватываемой Поволжьем? Что находят археологи, действительно ли ценны эти находки, как вообще проводятся раскопки? Об этом и о многом другом рассказывает специалист-археолог Самарского историко-эко-культурного центра, аспирант Саранского социально-экономического института Александр Александрович ЖУКЛОВ.

— На территории современного Поволжья древний человек появился в эпоху среднего палеолита. Это был неандерталец, предшественник человека современного типа – кроманьонца. Он был сильнее, массивнее современных людей, но уступал в техническом и культурном развитии, отчего и проиграл в эволюционной борьбе. Кроманьонец появился на территории Среднего и Нижнего Поволжья в эпоху верхнего палеолита, о чем говорят стоянки, обнаруженные на территориях Саратовской и Самарской областей. Находки подтверждают, что здесь были центры производства каменных орудий труда. Впоследствии, в период мезолита, при таянии ледника местность стала более увлажненной, болотистой. Волга разливалась невероятно широко. Достаточно сказать, что ширина Днепра, который намного меньше Волги, достигала 60 км. Человеку пришлось коренным образом перестраивать свой образ жизни, поскольку крупные представители фауны — мамонты и носороги, служившие объектами охоты, — вымерли. Люди стали охотиться на мелкую дичь, появился новый вид промысла – рыболовство. Из-за особенностей климата на нашей территории осталось чрезвычайно мало мезолитических памятников культуры (среднекаменного века).

Позднее Поволжье массово заселялось племенами охотников. Территория пограничья Самарской и Саратовской областей в этом играла особую роль. В период появления орудий из меди концентрация заселения здесь была довольно высокой. Это подтверждают неолитические могильники на территории Хвалынского района Саратовской области. Судя по раскопкам, в то время развивалось не только производство орудий труда, но и само человеческое общество. Стали появляться зачатки социального неравенства, выделяться военные вожди, знать. Их хоронили отдельно, воздавая особые почести. В могилы вождей уже клали символы власти: булавы, жезлы и золотые украшения.

Из последних раскопок на территории Самарской области можно выделить Утевский и Богдановский курганные могильники, раскопанные в Нефтегорском районе в прошлом году. Это были совершенно нетронутые захоронения, относящиеся к позднему бронзовому веку, примерно XVII-XVI века до нашей эры. В это время в Египте уже выросли пирамиды — ровесники нашествия кочевников из Поволжья в Азию. В Утевке нашли погребения Покровского культурного типа. Эта культура была выделена в 20-х годах XX-го века по названию города Покровск (ныне Энгельс) профессором П.С.РЫКОВЫМ. Захоронения отнесены к ранней стадии последующей срубной культуры, в период которой разразился демографический бум. Тогда на нашей степной территории образовались идеальные климатические условия для развития скотоводства. В результате кочевники от голода и эпидемий уже не умирали. 

Мой преподаватель утверждал, что в период срубной культуры степи Заволжья были заселены столь же плотно, как и в советские годы. Расчет идет по количеству не населения, а поселений, буквально усыпанных по берегам малых рек нашего края. Территория Волго-Уральского междуречья является центром формирования этой культуры, которая позже раздвинулась до Дона и Днепра. В языковом отношении племена степной Евразии эпохи бронзы являются предками индо-иранских народов. Ария – «благородный» — и есть название иранских и индийских народностей. Иран происходит от того же слова, несколько переиначенного во времени. Название современных осетин – аланы — истекает от опять же арийского «благородный». Упомянутые народы в глубокой древности были сначала оседлыми, потом кочевыми скотоводами. Все это отобразилось в мифологии и эпосе индусов, иранцев и осетин. Здесь, в степях, арии разделились на различные ветви: индоарии ушли на Индостан, иранские народы – на территорию современного Афганистана и Средней Азии. 

Профессиональный археолог Александр ЖУКЛОВ продолжает рассказ о раскопках курганов на территории нашего края.

— Погребения в Утевке для эпохи поздней бронзы довольно стандартны. Это яма, вытянутая с северо-востока на юго-запад, скелет ориентирован головой на восток или северо-восток, в сторону солнца. Разница, видимо, зависит от времени года захоронения усопшего. Тело находится в характерной позе адорации: на левом боку, колени согнуты, руки перед лицом. Она ассоциируется с позой моления, человек как бы предстает пред своими богами и молит допустить его в загробный мир, на самые лучшие пастбища.

Как правило, рядом ставились глиняные сосуды с жертвенной заупокойной пищей. Сородичи заботились, чтоб соплеменнику было что покушать, пока он проделает далекий путь до своих предков. Анализ содержимого по количеству фтора показывает, что перед лицом находился сосуд с чистой водой, за головой – мясная похлебка, в ногах — каша из злаковых культур. Подобные находки позволяют утверждать, что представители этого народа были скотоводами, но еще не кочевниками, и занимались мотыжным земледелием.

К сожалению, в Утевке никаких нестандартных погребений нам не попалось. Однако окрестный район известен самарским археологам еще с 80-х годов. На основании проведенных раскопок им удалось даже выделить отдельный культурный тип – «потаповский», по названию близлежащего села Потаповка. Там были захоронены вожди. Это подтверждали остатки колесниц и оружия. Со знатными людьми были положены красивые литые бронзовые копья, булавы, парадно-декоративные топоры – кельты. Такое снаряжение могло принадлежать только высшей знати. Эти люди были настолько важны для общества, что изготавливались специальные погребальные комплекты символов власти. Характерная деталь: колесницу в яму ставили настоящую, а с лошадьми хитрили. Лошадка была во все времена довольно дорогой, поэтому хоронили только конечности и шкуры, а само мясо, видимо, шло на погребальные тризны. Тем не менее шкуры, уложенные в анатомическом порядке (возможно, изготовлялись полные чучела), и колесница весьма исправно «отвозили» своих владельцев в загробный мир.

•••

Хуже всего в могильниках сохраняется дерево. Оно не выдерживает испытания временем, превращается в прах. Целые изделия, относящиеся к бронзовому веку, – это уникальная находка. Мне лишь однажды довелось наткнуться на них, когда в Саратовской области в зону наших работ попал древний колодец, где волею судеб оказались деревянные бытовые предметы, надежно законсервированные водой. Керамические сосуды сохраняются неплохо, если их не ломает земля.

Сохранность скелетов зависит от многих факторов. Детские разрушаются в силу того, что не набрали достаточно кальция. Их черепа бывают совершенно сплющены землей. И сами косточки очень тонки, фаланги ребенка в возрасте 1,5-2 лет не толще спичек. Сильно вредят артефактам и внешние факторы, причем не стоит во всех тяжких винить «черных археологов». Очень серьезные враги научной археологии – землеройные животные: кроты, суслики, сурки. Именно сурки предпочитают устраивать свои норы в могильниках. Грунт там мягкий, копка не вызывает особых затруднений. Ходы сурков достигают полуметра в диаметре, и животные растаскивают буквально все, что попадется им под лапу. В итоге археологам достаются разрозненные черепки керамической посуды, перемешанные кости скелета и пр. Если повезет и захоронение не разграблено, курганы вроде Утевского – большая радость для археологов.

•••

Как ни странно, далеко не все погребения подвергаются грабежам именно в наши дни. Многие из них были вскрыты буквально сразу после обряда захоронения теми же, кто закапывал столь уважаемое бренное тело. И не жажда наживы двигала грабителями: ограбления носили ритуальный характер. В тот период вождь не только военачальник, но и духовник, шаман, волхв, стоящий очень высоко над людьми. Он общается с духами предков, поэтому очень удачлив в бою. Это было, конечно, непонятно сородичам, а потому вредоносно и смертельно опасно. А если вождь и при жизни не отличался особым гуманизмом, ему при захоронении оружие ломали. Это легко определить, поскольку видно, когда оно ритуально сломано на две части и положено рядом с покойным. Порча оружия или разграбление усыпальницы преследовали одну цель – не дать умершему вождю возможность навредить тем, кто остался на земле.

В прошлом же году мы вели раскопки недалеко от Утевки – в Богдановке. Один из курганов был напрочь испорчен грызунами. По разрозненным останкам даже не удалось определить, как именно лежал покойный, а это очень важно, поскольку помогает определить время погребения. Если на левом боку – это эпоха поздней бронзы, до XI века до нашей эры. На правом боку, руки в позе скачущего всадника — катакомбная культура эпохи средней бронзы, довольно нетипичная для здешних мест. «Катакомбники» более характерны для Предкавказья. Их захоронения встречаются и вдоль Волги, куда эти народности заходили в набегах. Еще позже усопшего хоронили на спине, со сложенными как будто для молитвы руками. По захоронениям можно проследить эволюцию воззрений, что именно ждало умершего в загробном мире: сначала покой, будто в утробе матери, затем стремление в походе достичь, добраться до определенных «райских кущ», потом явно появляются какие-то божества, у которых еще нужно вымолить разрешение на блаженную загробную жизнь.

Именно в Богдановке мы нашли несколько захоронений поздней бронзы, не тронутых животными и вандалами, но пострадавших от вмешательства человека современного: по ним проходила нефтяная труба. Впрочем, нам удалось очень осторожно окопать один из скелетов. К счастью, он не был тронут ни временем, ни грызунами и дожидался нас в полном анатомическом порядке вместе с погребальным сосудом. Страшно подумать: пролежав 3,6 тысячи лет, он мог бы окончательно «погибнуть» от хозяйственной руки наших современников.

В Утевке нам улыбнулась удача: редкая находка культуры еще «нерасчлененных» ариев. Специалист определил, что это эпоха самой ранней бронзы, конец энеолита, примерно 3 тысячи лет до нашей эры. В ту пору в Египте про пирамиды еще и не думали, а шумеры только начинали свою цивилизацию в Междуречье, на территории современного Ирака. Характерная особенность захоронений того времени – скелеты располагались друг над другом, т.е. они были двухъярусными. Подобное было обнаружено в Хвалынском могильнике на севере Саратовской области. Там мы нашли примитивное орудие труда — микролит. Это маленькая пластина, которую получали путем отжима пласта от большого твердого камня типа кварцита или кремня. Потом её оправляли в деревянную основу, от которой зависело, каким именно орудием труда станет острый камешек: серпом, топором, заступом, лопаткой или скребком для обработки кожи от мездры. Судя по всему, найденные микролитики не были подарены усопшему в дальний путь, похоже, что они выпали из инвентаря, которым копали могилу.

•••

В эпоху ранней бронзы курганные захоронения были характерны для представителей высшей знати. Примитивными орудиями труда курган насыпался не год и не два, некоторые до сих пор имеют довольно приличные размеры. На одном из них в годы войны располагалась целая колхозная МТС. При раскопках оказалось, что там лежит всего один человек. Встречались и семейные захоронения, которые проводились в различное время. Это было что-то вроде родовых склепов. Тех, кто не попал в разряд знати, хоронили в общих грунтовых могильниках.

Утевский курган в диаметре около 100 м, высотой – около 10. Он заметен и для неспециалиста. Однако основная масса курганов подверглась воздействию человека, в частности, многие распаханы. Определить, что здесь находится древнее захоронение, а не просто возвышенность, может лишь профессиональный археолог, который знает, на какие детали обращать внимание. Для этого предполагаемое погребение нужно обойти со всех сторон, определить едва заметную канавку, образовавшуюся из-за выемки грунта. Осматривать нужно утром, когда лучи солнца косые. При этом можно даже прилечь, чтобы было лучше видно перепад теней.

Мы заканчиваем рассказ аспиранта историко-археологических наук Саратовского госуниверситета Александра ЖУКЛОВА о раскопках памятников культурного наследия, обнаруженных на территории нашего края. Сегодня речь идет о методике проведения изыскательских работ и дальнейшей судьбе многовековых находок…

Изучение памятников культуры проводится по методике, выработанной Институтом археологии и Академией наук. Все исследования начинаются не в поле, а с архивных изысканий. Отчеты археологов, работавших даже в минувших столетиях, помогают определить место нахождения памятников культуры: невскрытые могильники, не до конца исследованные городища, селища и иные объекты. На местности, согласно составленным планам или другим архивным данным, определяют конкретное расположение искомого объекта.

Изыскатели сначала делают контуры предполагаемого памятника, для чего роют пробные шурфы — квадратные ямы размером 2х2. В этом случае речь ведется о грунтовых могильниках и селениях, поскольку курганы шурфовать нельзя: их границы определяются только визуально. Курганные захоронения должны быть раскопаны и исследованы за один полевой сезон, иначе вскрытый могильник будет разрушен природными силами, а то и разграблен. При разметке кургана оставляется нетронутой продольная бровка (стена) земли, которая расскажет о его секретах: впускных погребениях, досыпках и пр. На вертикальном разрезе слоев можно увидеть, что сначала копалась яма для основного погребения. После захоронения ее засыпали землей. Если в тот же могильник, в искусственную насыпь хоронили близких родственников, оставался дополнительный ход, хорошо заметный на срезе. Практика показывает, что в одном кургане может оказаться несколько десятков захоронений.

Как правило, бровки оставляются в направлениях север-юг, запад-восток. Если курган вытянут, они ведутся в сторону наибольшего удлинения. Таких контрольных полос, в зависимости от размеров исследуемого объекта, может быть несколько.

Когда-то все раскопочные работы велись вручную. Сегодня допускается использование землеройной техники: бульдозера, грейдера или скрепера. Это значительно ускоряет выемку верхнего пустого слоя. Бульдозерист обязательно работает под контролем опытного археолога. Его задача — не допустить нарушения самого захоронения. При достижении «материкового слоя», где появляются глина или песок, лежащие под почвой, начинается более тонкая ручная работа. Последующий грунт снимается только лопатой.

Здесь нужно ожидать появления «могильного» пятна, указывающего на вход в погребение. Его происхождение очень простое: выкопанную в глине могилу зарывали вынутой сверху землей, по цвету отличавшейся от основного, более светлого глиняного фона. При его обнаружении копать нужно еще более осторожно, примерно по полштыка. Место скелета искать в зависимости от характерных особенностей захоронения и примет предполагаемой эпохи. Ориентируясь по сторонам света, находят исходную точку – череп, а затем с помощью ножей, шпателей и кисточек, по крохам снимая землю, проводят расчистку всех костей, с головы до ног. Потом археологи переносят внимание в стороны, в поисках возможного сопутствующего инвентаря: керамических сосудов, орудий труда и украшений.

Для качественной раскопки среднего кургана типа Утевского, кроме тяжелой техники, требуется около 10 человек. В зачистке «материкового слоя» участвуют в основном мужчины, поскольку акцент идет на чисто физическую работу. Слой вязкой, тяжелой глины порой оказывается достаточно велик, а из инструментов можно применять только штыковую лопату. К останкам предпочтительней допустить женщин: они более аккуратны и терпеливы, а легкие прикосновения их рук вероятнее сохранят в целости драгоценные находки.

***

Несколько иначе ведутся раскопки селищ и городищ, которых довольно много на Самарской Луке. Разница между ними в том, что селище – поселение без каких-либо укреплений, а городище было окружено рвом и валом с частоколом. С незапамятных времен эта территория, окруженная водой или глубокими оврагами служила естественным укреплением для населяющих ее народов. На этих объектах нет нужды раскапывать все сразу, удовольствие можно растянуть. Участок, который планируется изучить именно в этот сезон, с помощью обычных веревок и колышков делится на квадраты (модули). Их размеры, как правило, 4х4 м. По ним грунт выбирается слоями, толщина которых зависит от вида исторического памятника: на грунтовых могильниках глубина одного слоя – 20, на поселениях – 10 см. На грунтовых могильниках особая осторожность соблюдается и до «материкового слоя», поскольку там реально обнаружить остатки поминальных пиршеств – тризны, а также остатки погребальных сооружений в виде склепов. Для вертикального изучения слоев также оставляются пластовые бровки. Их содержимое зарисовывается, фотографируется и служит материалом для составления научного отчета, который впоследствии поступит в Московский институт археологии Академии наук.

***

Ценность находки, ее предназначение в быту определяется далеко не сразу. К примеру, в Утевском захоронении были обнаружены неплохо сохранившиеся детали парадной упряжи коня — псалии. Это костяные накладки, украшенные орнаментом. Как узнать, для чего именно они предназначались? Здесь опять помогут архивы. Археология – наука не молодая, имеющая смежные направления. Одно из них — древнее изобразительное искусство, способное многое рассказать специалисту. В частности, что снаряжение боевой упряжи колесниц можно увидеть в Египте на фреске, изображающей охоту фараонов. Немало историкам-археологам дают росписи на кувшинах, амфорах, на стенах гробниц. Пусть хронологически эти предметы могут быть помоложе бронзового века и не все детали совпадают, но общую аналогию провести можно. Орнамент на костяных вещах бронзового века во многом совпадает с орнаментом на предметах микенской культуры Древней Греции. Воронежские археологи утверждают, что впервые он появился в Поволжской степи.

ИЗ ДОСЬЕ Александра ЖУКЛОВА
Возраст – 25 лет. Археологией начал заниматься в 8-ом классе Саратовского гуманитарного лицея. Неоднократно участвовал во всероссийских археологических школьных слетах. Первый памятник, в раскопках которого принимал участие , – грунтовый могильник эпохи позднего бронзового века «Смеловка-2». В Саратовском государственном университете защитил диплом на кафедре археологии. Учебу продолжил в аспирантуре.

Участие в раскопках: Смеловский могильник бронзового века; Березняковское двухслойное городище раннего железного века и эпохи Золотой Орды; Утевский и Богдановский курганные могильники бронзового века; многослойные поселения Мартышкино на Волге, где люди жили от начала неолита до времен Золотой Орды, а также поселения позднего бронзового века на реке Мокрая Песковатка. В 2007г. проводил разведки археологических памятников на побережье Волгоградского вдхр., в Красноармейском районе Саратовской области с целью определения степени разрушения памятников древнейшей истории.

Главные находки: уникальнейшие, чудом сохранившиеся изделия из дерева, которым около 3600 лет; бронзовое копье из погребения вождя бронзового века. Таких копий в Поволжье найдено всего 7.

***

Какова дальнейшая судьба предметов, найденных археологами? По федеральному законодательству по охране памятников исторического и культурного наследия все артефакты в течение 3-х лет должны быть сданы в Российский музейный фонд. Этот срок дается на научную обработку, проведение анализов и другие изучения. Судьба рядового, ничем не примечательного глиняного горшка — пополнить пыльные полки музейных запасников. Кстати, отсутствие площадей для экспонатов и архивов — у археологов проблема наболевшая. Самые примечательные находки пополняют краеведческие, археологические и художественные музеи крупных городов. Действительные редкости и художественные раритеты оказываются на Красной площади в Московском государственном историческом музее. Недавно там обновилась экспозиция, посвященная археологическим находкам. Достойное место в ней занимают предметы наследия глубокой древности, найденные в Самарской и Саратовской областях. Большая часть артефактов эпохи бронзового века, сохранившихся в памятниках культуры Самарской области, собрана в Музее археологии Поволжья.

Александр ЩЕРБАКОВ, "Вестник Отрадного" от 16.10.2009, 23.10.2009, 29.10.2009


Количество показов: 11538
Автор:  Александр ЩЕРБАКОВ
Источник:  Газета "Вестник Отрадного"
Тема:  История Самарской области
Рейтинг:  3.68
Сумма голосов:  79

Возврат к списку





Яндекс.Метрика