Статьи из других источников

Статьи о туризме в Тольятти и Самарской области

21.10.2009

Жигули как источник вдохновения

Сила русского пейзажа воистину велика. Как ни навязывали художникам десятилетия подряд индустриальную тематику в изобразительном искусстве, как ни приветствовались мускулистые тела пролетариев, их рдяные физиономии на фоне чадящих фабричных труб, а не прижилось. Шелухой, прямиком за идеологией, отлетели и строительные краны, и трубы, и лица строителей светлого будущего. А вот пейзаж остался, русский пейзаж, как часть вечного, созданного нерукотворно, совсем иной волей.

В Самарском художественном музее, в залах «Дома с атлантами» на ул. Венцека, 55 проходит живописная выставка «Переправа в Жигулях». Самарский пейзаж: от К.П. Головкина до В.З. Пурыгина». Символический отсчет начат именно от Константина Головкина, не только самого известного живописца старой, дореволюционной Самары, но и создателя коллекции художественного музея. Эта выставка не спонтанна, а концептуальна. Она призвана определить вехи развития самарского пейзажа на протяжении ста с лишним лет. Помимо произведений К.П. Головкина и художников его круга: И.Ф. Никонова, Т.В. Успенского, Г.П. Подбельского, на вернисаже представлено творчество художников последующих поколений: почти забытого О.Н. Карташева, приехавшего в Куйбышев из Ленинграда и возглавившего местную творческую организацию в 1955 г., Г.В. Филатова, Н.Ф. Шеина с его «наивным» и очень жизнеутверждающим искусством, и недавних наших современников: В.З. Пурыгина, Ю.Е. Скачкова, всего год назад ушедшего из жизни И.Е. Комиссарова. Многие из них – бывшие «шестидесятники», начинавшие свою работу в Куйбышеве в период хрущевской оттепели. С одной стороны выставка приурочена к праздничным мероприятиям, проводимым министерством культуры Самарской области в связи с 185-летием со дня рождения Петра Владимировича Алабина, а с другой – к 45-летию работы в музее кандидата искусствоведения, зам. директора по науке Татьяны Анатольевны Петровой.

Самарская Газета: Татьяна Анатольевна, поэтическая натура русского человека не может существовать без его родной природы. Но в чем особенность именно самарского пейзажа?

Татьяна Петрова: Исторически сложилось так, что пейзажная живопись играет ведущую роль в изобразительном искусстве Самарского края. Одна из определяющих причин – уникальный природный ландшафт Самарской Луки. Начало самарскому пейзажу было положено во второй половине девятнадцатого века, а родоначальником его стал Константин Павлович Головкин. Недаром названию выставки дала картина Головкина из собрания музея - «Переправа в Жигулях». Эта работа обозначает существенно важное направление движения наших пейзажистов в пространстве и времени. Ведь не случайно их главной целью в окружающем пространстве всегда были Самарская Лука, Жигули, Волга у Жигулей. Данная выставка в определенном смысле является продолжением состоявшейся в конце 2004 – начале 2005 года в художественном музее выставки «Окольцованные Самарской Лукой». Это название родилось в попытке осмыслить те принципиальные особенности, которые отличают самарский пейзаж от пейзажной живописи других регионов. Округлая форма Луки навела на ассоциативное сопоставление ее с кольцом, которое надевают птице, улетающей в теплые края зимой и неминуемо возвращающейся к местам гнездовий для выведения потомства. Введя такую метафору, хотелось выявить зависимость творческого мышления художника от конкретного географического ландшафта, в котором он укоренен, показать, что эта связь не только не сужает творческий диапазон автора, но, напротив, способствует рождению особого, оригинального видения.

СГ: Но если символический отсчет выставки «Переправа в Жигулях» идет от Головкина, то вершиной самарского пейзажа несомненно является Валентин Пурыгин. Насколько умерен в живописной манере первый, настолько неистовым является второй. Между ними пропасть и в стилистике, и в самом взгляде на природу. Но если спросить любого, кто знаком с их творчеством, что объединяет двух этих художников, то ответ будет ясен и прост: любовь к родному краю, уникальному и неповторимому. Двум этим мастерам, так непохожим друг на друга, не дискомфортно на одном вернисаже?

Т.П.: Напротив. Хочется сопоставить их друг с другом, выявив как общий диапазон их поисков, так и индивидуальный вклад каждого, своеобразие его творческого видения. Необходимо напомнить Самаре о ценном художественном наследии, оставленном ее мастерами, она должна его знать, беречь, гордиться им. Вп оследние годы из жизни ушли ведущие мастера самарской пейзажной живописи – Пурыгин, Комиссаров. Именно теперь необходимо задуматься о будущем нашей пейзажной живописи. Кто придет им на смену? Какими будут новые певцы родного края?

Несомненно одно: Волга, Жигули, Лука являются великим источником вдохновения и для самих художников, и для его зрителя. А потому путешествовать в мир самарского пейзажа будут еще многие поколения любителей живописи…

Дмитрий Агалаков, "Самарская газета", от 21.10.2009.

Количество показов: 5449
Автор:  Дмитрий Агалаков
Источник:  "Самарская газета"
Рейтинг:  3.17
Сумма голосов:  10

Возврат к списку





Яндекс.Метрика