Статьи из других источников

Статьи о туризме в Тольятти и Самарской области

26.11.2009

Прогулка по центру

В ближайшее время в Самаре появится вторая пешеходная зона

В каждом городе есть своя «визитная карточка», которая привлекает больше всего туристов. В Москве — это Красная площадь, в Праге — Карлов мост, а в Самаре — набережная Волги. Однако помимо этих «ключевых» точек существуют и прочие зоны, где любят прогуливаться туристы, гуляют родители с детьми, собирается молодежь.

В Самаре уже достаточ­но давно таким местом ста­ла улица Ленинградская. Ле­том по вечерам в той ее части, которая ближе к Волге, соби­раются любители неформаль­ной музыки, слышна барабан­ная дробь, гитарные перебо­ры и пение скрипки. В районе пересечения с Фрунзе на Ле­нинградской собирается дру­гая публика — там прогулива­ются пенсионеры и влюблен­ные парочки. В арках выстав­лены картины местных худож­ников, там же народ «подни­мает экономику», торгуя само­дельными сувенирами. Лич­но у меня летняя Ленинград­ская всегда вызывает ассоциа­ции если не с Пражским Гра­дом Праги, то с московским Арбатом точно. И хотя выра­жение «самарский Арбат» из­бито и изъезженно «коллегами по цеху» — факт остается фак­том: даже история этих двух улиц схожа — сначала это были торговые улицы, а потом стали местами этаких аристократи­ческих променадов, с рестора­нами и кафе. Правда, «самар­ский Арбат» прошел эту «эво­люцию» намного быстрее.

В отличие от Ленин­градской, улицу Мо­лодогвардейскую на­звать «самарским Ар­батом» не получится — никог­да она не была торговой. И даже удивительно, почему она не считается центральной — все-таки главная площадь Са­мары разделяет на две поло­вины именно ее. Именно для того, чтобы «соединить» пло­щадь им. Куйбышева и пло­щадь Революции, на прошед­шем недавно совещании у гла­вы города было принято ре­шение об открытии на участ­ке Молодогвардейской от ули­цы Красноармейской до Вен­цека пешеходной зоны. «В на­стоящий момент мы смогли че­рез Куйбышева — Ленинград­скую связать прогулочной зо­ной площадь Революции и сквер Высоцкого. Сейчас на­шей задачей является соеди­нение площадей Революции и Куйбышева через Молодо- гвардейскую», - рассказал главный архитектор Самары Андрей Смирнов. Таким об­разом, туристы, которые при­бывают в Самару на теплоходе на речной вокзал, поднявшись по Венцека, смогут за пару ча­сов прогуляться и по площади Революции, и по площади им. Куйбышева. С мнением глав­ного архитектора города со­гласны и депутаты Самарской губернской Думы. Например, по мнению председателя коми­тета по культуре, спорту и мо­лодежной политике Самарской губернской Думы Натальи Бо­бровой, реконструкция Моло­догвардейской, особенно если она будет выполнена комплек­сно, включая реконструкцию фасадов старых домов, позво­лит привлечь в город туристов. «А туристическая привлека­тельность — это всегда хоро­шо для бюджета, многие стра­ны живут за счет туристов. Вдобавок не стоит забывать, что туристическая привлека­тельность обязательно вле­чет за собой инвестиционную привлекательность», - заявила Наталья Боброва. Увеличится ценность земли на данной тер­ритории, она станет привлека­тельной для бизнеса — от тор­говых сетей и ресторанов до сувенирной торговли и прока­та велосипедов и детских элек­тромобилей. Вполне ожида­емо, что так же, как и Ленин­градская, Молодогвардейская привлечет внимание уличных художников и музыкантов, что пойдет на пользу самарской культуре и окончательно сфор­мирует имидж улицы.

По словам главного ар­хитектора города Са­мары Андрея Смир­нова, на Молодо- гвардейской будет проводиться комплексная реставрация фаса­дов домов. Основная «изюмин­ка» улицы, ее отличие от той же Ленинградской заключается в том, что она будет «живая». То есть дома будут заняты не толь­ко коммерческой недвижимо­стью, но и существующим се­годня жилым фондом. Проект реконструкции Молодогвар­дейской будет разрабатываться комитетом по градостроитель­ству и архитектуре г.о. Самара.

Как сообщил «СГ» замести­тель руководителя комитета градостроительства и архитек­туры г.о. Самара Илья Яковлев, разработка проекта начнется в 2010 году: «Предстоит боль­шая работа: необходимо «раз­вести» подземные коммуни­кации. Важно, чтобы правиль­но работала ливневая канали­зация, иначе и на самой Моло­догвардейской после дождей и во время таяния снегов будут огромные лужи». Наш собесед­ник считает, что создание вто­рой пешеходной зоны в Сама­ре необходимо: «Помимо того, что обновленная Молодогвар­дейская сразу станет одной из достопримечательностей, куда будут приезжать жители других районов города, она станет ре­креационной зоной для мест­ных жителей. У меня у самого родственники живут на ул. Куй­бышева, у них в домах нет дво­ров, поэтому со своими детьми они ходят гулять на Ленинград­скую». Вторую пешеходную улицу в Самаре, по мнению го­сподина Яковлева, можно срав­нить с… второй очередью ме­трополитена: «Если работают только три станции метропо­литена, то пассажиропоток бу­дет один. Если же открыть в два раза больше станций, то и по­ток будет в два раза больше. Так и тут».

Кстати, что касается об­щественного транс­порта, то никакие маршруты менять не планируется — по самой Мо­лодогвардейской на участке от Красноармейской до Венце­ка общественный транспорт не ходит, а на перпендикулярных улицах изменений не будет. Там будут оборудованы пешеходные переходы, так же как это сдела­но на пересечении Ленинград­ской и Фрунзе.

АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН

заведующий кафедрой архитектуры Самарского государственного архитектурно-строительного университета:

– На сегодняшний день проекти­рование пешеходных зон - это одна из самых модных и актуальных тем современного градостроительства. Формирование многофункциональ­ных пешеходных пространств ста­ло излюбленным приемом архитек­торов и мэрий многих городов Ев­ропы. Например, во Франции в 70-е годы реализация генерального пла­на «Большой Париж» была связана со строительством новых городов- спутников и реконструкцией при­легающих городов, таких как Тулуз-ле-Мирай, Сержи Понтуаз, Сент-Этьен и многих других. При­чем основой этих центров являет­ся специально запроектированное пешеходное пространство. И чем сильнее была его связь с историче­ской частью города, тем интерес­нее становились пешеходные марш­руты. Следует отметить, что при реализации этих концепций градо­строительство становится дей­ствительно прибыльным как для городских властей, так и для жи­телей. Ведь на 50-70% городской бюджет пополняется именно за счет туризма на пешеходных зонах. Естественно, для этого в городах была проведена гигантская работа по увязке этнокультурных тради­ций с проектами развития (вклю­чая генеральные планы) и проек­тами застройки, выполненными на основе профессиональных конкур­сов известными архитекторами ХХ века. Позже архитектурные прие­мы создания пешеходных зон переш­ли в принципы проектирования со­временных функциональных ком­плексов, определивших облик мно­гих городов. Блестящим примером являются пешеходные зоны Барсе­лоны. В 80-е годы там удалось увя­зать амбиции политических ли­деров с проектами застройки 150 фрагментов городских районов, а позже и с генеральным планом раз­вития города. При этом впервые роль главного архитектора го­рода так возросла. Под руковод­ством Ориола Боигаса, директо­ра Барселонского архитектурно­го университета, был приведен в порядок исторический центр, создана гомогенная и комфорт­ная среда всего города. Архитек­торам и мэрии удалось сохранить уникальную историческую среду и организовать пешеходные марш­руты, а позже выстроить на территории вдоль моря уникаль­ные жилые и общественные ком­плексы для проведения Олимпий­ских игр 1982 года и Форума мира в 2003-м году.

Сергей КРУГЛОВ, "Самарская газета"



Количество показов: 5139
Автор:  Сергей КРУГЛОВ
Источник:  "Самарская газета"
Тема:  Достопримечательности Самарской области
Рейтинг:  3.3
Сумма голосов:  5

Возврат к списку





Яндекс.Метрика