Статьи из других источников

Статьи о туризме в Тольятти и Самарской области

22.01.2010

"Живое" Жигулевское море

Полвека назад Волгу между Самарой и Ульяновском перегородили плотиной. Величественная стройка собрала на берегах рукотворного моря талантливых инженеров и рабочих со всей страны. Неудивительно, что их способности проявились и в создании парусного флота. Об истории яхтинга на Средней Волге и его сегодняшнем дне в Тольятти рассказывает наш специальный корреспондент

До 1950 г. Ставрополь-на-Волге (теперь – Тольятти) был маленьким неприметным городком. Основанный в 1737 г. сподвижником 
Петра I Василием Татищевым, город-крепость должен был защитить Российское государство от набегов кочевников и приютить калмыков, обращенных в православие. Отец-основатель, наверное, по-разному представлял себе будущее Ставрополя, но то, что однажды этот город станет «морским»... ему и не снилось


Историю Ставрополя-Тольятти можно разделить на два временных отрезка. В 1958 г. закончился век тихого Ставрополя, его «смыло волной» Жигулевской ГЭС, и началось время промышленного Тольятти.

Эпоха самостроя

Первыми яхтсменами города были рабочие Куйбышевгидростроя, те самые, что в середине 1950-х сооружали плотину через Волгу и возводили ГЭС. После ее запуска Волга разлилась, образовав Куйбышевское водохранилище.
В 1958-м под эгидой Куйбышевгидростроя (КГС) cтавропольцы уже гонялись на первом официальном первенстве области. В августе того же года на шестнадцатой Поволжской парусной неделе разыгрывался приз «В честь окончания строительства Куйбышевской ГЭС».
Серьезным импульсом развития паруса в городе стала разработка опытного образца яхты-самоделки «Товарищ» – первой ласточки в солидной цепочке тольяттинских «самостроек». За советом и чертежами лидер энтузиастов Александр Новиков ездил в Куйбышев (Самара) к известному паруснику Николаю Мясникову. Тот сказал: «Парусины вы не достанете нигде! Шейте из толстой бязи!» Тольяттинцы построили лодки, пошили паруса и стали «море» осваивать – гоняться. Потом Лев Мошкин, первый начальник клуба КГС, предложил закупить лодки-монотипы. «Море-то у нас есть, но мертвое оно! Настоящего паруса на нем по-прежнему нет!» – убеждал он. 27 первых яхт разных классов приобрели в Ленинграде, они и составили жигулевский спортивный флот.
Чуть позже, когда Новиков стал директором Левобережного завода железобетонных изделий, в его цехах построили три армоцементные яхты.


Подготовка яхты «Товарищ» к спуску


Главный инженер Алберт Рейнер и технолог Николай Фролов адаптировали итальянскую технологию постройки каркасных яхт. Первенцы – «Прогресс» и «Мечта» – были сшиты из сетки-рабицы и оштукатурены цементом. Новиков, поощряя смелую конструкторскую мысль, показал пример другим руководителям заводов.
Яхтенная жизнь забурлила в Тольятти, когда у руля парусного движения встал Кондрат Гуняшов, человек уникальной энергетики, неугомонный, талантливый, умеющий увлечь. «Кондрат Тихонович возглавил конструкторское бюро азотно-тукового завода (будущего Куйбышев-Азота) в марте 1964-го, – рассказывает его верная сподвижница Элеонора Учайкина, бессменный секретарь парусной секции. – Видя шикарные водные просторы, он загорелся идеей создать яхт-клуб. Его поддержал директор Иван Красюк. Несмотря на гигантские расходы, завод стал помогать секции, это был своеобразный подвиг Красюка, ведь в бюджете предприятия расходы такого рода не закладывались».
Вся зима 1964 г. прошла в изучении теории парусного спорта. Не было ни учебников, ни опыта, только огромный энтузиазм, способный свернуть даже Жигулевские горы.
Одним из самых увлеченных тренеров Тольятти был Александр Никитин, его и сейчас друзья называют «отцом всех яхтсменов Куйбышевской области». Он работал в школе Портпоселка, создавал рукописные учебники по парусному делу и до последнего дня своей жизни занимался со спортсменами физподготовкой.


Первый «Опыт» был заложен в 1956 г.


Тогда Тольятти еще не вырос до сегодняшних размеров и ограничивался рабочим поселком Комсомольском (нынешний Комсомольский район) с портом и ГЭС.
Портпоселковские пацаны в свободное время бегали в клуб, пропадая там целыми днями. Тренировал их еще один настоящий фанат паруса, яркий и неординарный педагог Виктор Юдаков. «Плавая» на всем, что держится на воде, выросли многие яхтсмены. Первым в городе серьезных спортивных высот достиг Юрий Аверичев, выполнивший норматив мастера спорта.
Но все это было чуть позже, а в марте 1964 г. подкованные теорией Никитина яхтсмены сдали экзамены и утвердили бюро парусной секции. Скромный листочек протокола о его создании бережно хранится у Элеоноры Учайкиной по сей день. Среди первых яхтсменов-самостройщиков были: инженер Евгений Кульбицкий, отец нынешнего президента Поволжской федерации парусного спорта Дмитрия Кульбицкого, доктор химических наук, профессор Виктор Щукин, директор завода и депутат горсовета Александр Новиков, художник и проектировщик Василий Храмов – всех не перечислишь.


«Чародей» Жигулевского моря


…В тольяттинские паруса все ровнее дул ветер, популярность яхтинга росла.
Став директором самого главного яхт-клуба города, Сергей Колобанов отстроил заново тогда еще водноспортивный клуб КГС. Он отразил дух всего тольяттинского парусного сообщества, назвав я/к «Дружба». Клуб рос, в него приходили заниматься рабочие завода со своими детьми. Со временем там образовалась не одна парусная династия. Крепкие традиции воспитали уже целые семейные экипажи парусников, сейчас на старты регат выходят команды Чекашкиных, Маловых...
Первые лодки класса «Финн» закупили на рубеже 70-х годов через Спорткомитет СССР. Позже появилась возможность приобрести для детей яхты отечественной постройки классов «Оптимист» и «Кадет». Но тольяттинцы многое продолжали делать своими руками: шкурили, красили, строили...
В начале 1970-х самым престижным соревнованием на Волге была Поволжская регата, на которую приезжали парусники со всей страны, и местные спортсмены редко отдавали в ней первенство. «На регату собиралось по 500 лодок разных классов со всего Союза! Наша команда КуйбышевАзота считалась сильнейшей в области! – вспоминает Элеонора Васильевна. – Парус был очень популярен в городе. Даже помню период, когда яхт на всех не хватало и приоритет в распределении отдавался парням. Девчонки же, как у нас говорят, «сушили пятки» на берегу. Так я стала судить соревнования, а годы спустя я работала уже главным секретарем Кубка Волги».

Кондрат Гуняшов – человек и яхта!

Принимая людей работать на завод, Кондрат Гуняшов полушутя спрашивал: «Если возьму, парусным спортом будешь заниматься?» Мотор, спрятанный внутри этого большого человека, не давал покоя. Он заряжал своей энергией всех, хотел многое успеть. Однажды Кондрат загорелся идеей построить яхту: «Поляки могут, а мы что, хуже?!» Работа закипела. Гуняшов сам сделал расчеты, а спроектировал лодку талантливый конструктор Эдуард Платц. В просторном коридоре ПКО построили макет из картона в масштабе один к десяти. Но строительство затормозилось: яхта должна была быть стальной, а металл тогда был в большом дефиците. За ним в Каменск-Уральский съездили два человека с завода, но безрезультатно.


Легенда тольяттинского паруса - Кондрат Гуняшов после перевязки

«И вот в начале ноября 1977 года Кондрат вручил мне пять литров медицинского спирта и билет на поезд, – вспоминает Элеонора Васильевна. – Шутя приказал: «Без дефицитного материала не возвращайся!» Я приехала на завод и все сразу поняла – командированный народ месяцами ждет металл. Звоню Кондрату, он говорит: сиди до победного.
7 ноября – праздник, и я решила съездить на родину в Свердловск навестить друзей. Возвращаюсь в Каменск-Уральский из аэропорта на автобусе, ко мне подсаживается дородная женщина с огромными баулами. Разговорились. Оказалось, она с Владивостокского авиационного завода, прилетела с деликатесными морепродуктами выручать коллегу-снабженца, который на заводе уже два месяца пробивает металл. Говорю ей: «Давайте объединим усилия! У меня выпивка, у вас закуска!» На следующий день после обеда нам отгрузили металл».
Яхту назвали «Волга». 2 июня 1984 г., когда скоропостижно скончался Кондрат Гуняшов, лодку решили переименовать в честь создателя. Под его именем она прославила волжских яхтсменов и за пределами страны.


«Волга» - детище Кондрата Гуняшова с новым названием


Подготовка к сезону. Яхтсмены я/к «Дружба»


«Жигулевская кругосветка»

В 1996 г. в честь 30-летия завода «КуйбышевАзот» и 300-летия Военно-морского флота две яхты «Кондрат» и «Азот» совершили европейский вояж по девяти морям Атлантического океана. Волжане посетили более 30 иностранных портов. Кстати, Элеонора Учайкина стала единственной женщиной, участвовавшей в этом путешествии. Она прошла этап Тольятти-Стамбул по злым ветрам. Многие отговаривали: мол, в твои-то годы, перенеся два инфаркта и инсульт, ты будешь обузой! Но она не отказалась. Маленькая хрупкая женщина не могла упустить возможности рассказать миру о родном крае и замечательных людях, в нем живущих. Более того, этот поход вернул ей здоровье. 3,5 месяца понадобилось волжским капитанам Владимиру Стернину и Анатолию Минееву, чтобы провести лодки вокруг Европы.


Вторая яхта европейского турне волжан


Владимир Стернин - капитан «Азота» на итальянском берегу

Парусная легенда Тольятти

Есть в Тольятти еще одна гордость – Юрий Коновалов. Он пришел в яхт-клуб «Дружба» в 10 лет. С самого начала Юра чувствовал ветер и хорошо анализировал ситуацию на воде. Тренер Александр Никитин сразу оценил незаурядные способности своего нового воспитанника, а тот, сидя шкотовым на «Кадете», перенимал мастерство у своего рулевого Михаила Лушникова (впоследствии – директор яхт-клуба «Роза ветров»). Когда Юрий сел рулевым, стало очевидно, что он обладает редким талантом и волей. И Александр Никитин принял смелое решение: минуя промежуточные классы, посадил 15-летнего подростка рулевым на «Торнадо». Ярко выраженное стремление не просто гоняться, а побеждать не заставило долго ждать результатов. Коновалов стал быстро «прибавлять», выигрывая всесоюзные соревнования одно за другим. Из всех проведенных им гонок особняком стоит сложнейшая 1000-мильная, которая в 1987 г. прошла вдоль Атлантического побережья США. Юрий Коновалов вместе со шкотовым Сергеем Кузововым этапами от 60 до 120 миль сумели добраться от Флориды до Норфолка. Это было еще то испытание: шли по 10–12 часов без остановок, на обыкновенном катамаране «Торнадо». Один из этапов занял целые сутки! Перед стартом гонщики дали подписку о том, что никто не несет ответственности за их жизни, кроме них самих. Экипаж Юрия Коновалова финишировал первым в своем классе и шестым в общем зачете.
В 1988 году Коновалов выиграл чемпионат мира. И хотя наставник у него был уже другой, в интервью иностранным журналистам своим тренером он назвал Александра Константиновича Никитина. Этот случай, кстати, помог ветерану-наставнику получить звание «Заслуженный тренер СССР».


У девушек работа спорится. Я/к «Дружба»

На том чемпионате мира приключился один забавный случай: известный датский гонщик Пауль Эльвстрем, четырехкратный победитель Олимпийских игр (первую медаль он завоевал еще в 1948 году!), был застигнут врасплох, когда ночью тайком измерял параметры лодки Коновалова. Пытаясь разузнать секрет феноменальных успехов Юрия, многие именитые гонщики задавались вопросом: как тому удается на протяжении стольких лет держать верхние строчки турнирных таблиц? Пожалуй, самый лучший ответ на этот вопрос дал Юрий Иванович Давыденко, много лет работающий с Коноваловым: «Здесь не просто твердый характер, а дар от Бога. Голова у Юры светлая».
И хотя в 1997 г., получив тяжелую травму ноги, Коновалов оставил парусный спорт, как и всякий яхтсмен, он не смог навсегда бросить воду. Сейчас в ШВСМ Юрий тренирует класс 49er и верит в будущие победы своих воспитанников.
Очень активным в Тольятти всегда был крейсерский флот. Гонки городские яхтсмены устраивали себе сами. Не слоняться же без дела по водохранилищу! Не мешала даже сложная заводская работа. Кубок Б. Сазонова, Кубок К. Гуняшова, Кубок Средней Волги, Кубок Жигулей – это лишь неполный перечень местных регат. В силу разнообразных причин какие-то из них перестали проводиться, но некоторые до сих пор собирают по 30 лодок.
75-летний капитан, профессор Виктор Щукин, как-то сказал: «По большому счету, парусный спорт – это образ жизни. Он позволяет сохранить хорошую физическую и интеллектуальную форму, держит в тонусе. Во время гонок, несмотря на трехразовое питание на камбузе, три-четыре лишних килограмма как ветром сдувает! Парусный спорт необыкновенно обогащает жизнь, раздвигает границы нашей повседневности».

ЮРИЙ КОНОВАЛОВ




Чемпион мира, победитель и призер чемпионатов Европы, участник трех олимпиад (Сеул, Барселона, Атланта), четырехкратный победитель этапов Кубка мира, победитель Игр доброй воли, 1000-мильной гонки в Америке, 14-кратный чемпион России, 6-й обладатель Кубка СССР, трехкратный чемпион СССР, чемпион Спартакиады народов СССР.

ПОЛНЫЕ ПАРУСА ТОЛЬЯТТИ
 

Я ехала писать статью о яхтинге в Тольятти и думала, что здесь, как везде: проблемы с финансированием, отсутствие материальной базы, равнодушие властей, – словом, парус замер до лучших времен... Но как выяснилось, все не так уж и мрачно

Тольятти для большинства россиян – это родина тех самых «копеек», «шестерок», «нив» и вкус пива, знакомый с детства! Город с итальянским названием расположился на левом берегу «самой русской реки» Волги. Но из кафе здесь не тянет ароматами итальянских тирамису, а жители не поражают импульсивностью, скорее наоборот. Жизнь здесь проста и понятна, а дружелюбие горожан напоминает о том, что я где-то возле Урала.
Мое знакомство с парусным Тольятти началось еще с поезда. По странной случайности соседом по купе оказался яхтсмен Николай Соломатин. В рабочее время он передает студентам основы автостроения, а в свободное ходит под парусом по Жугулевскому морю. И невольно у меня мелькнула мысль: неужели в Тольятти столько парусников, что я встречаюсь с ними на каждом шагу, еще не доехав до места?! Его рассказ о парусах города настраивал на позитивный лад.
...Вскоре после приезда тольяттинские друзья-яхтсмены устроили мне «показательный» выход на толстый лед Куйбышевского водохранилища! Шли, естественно, пешком. Окидывая взглядом заснеженные и оттого бескрайние «морские» просторы, я невольно позавидовала тольяттинским парусникам – горизонт стирается в белой дымке, берегов не видно... Представляю, как вольготно и хорошо здесь летом! Сколько открытой воды! В выходные можно запросто сходить на север до Ульяновска, а то и дальше – до Казани. А если есть отпускная неделька-другая, можно двинуть на юг, минуя Самару, Саратов и Волгоград, в Астрахань до Каспия. Либо, свернув у Волгограда в Цимлянское водохранилище, через Дон попасть в Азов и Черное море.

Жигулевский оптимизм

Все яхтсмены, которых встречаешь в Тольятти, поражают своим задором и оптимизмом. Нехватка средств на развитие паруса не обходит стороной и этот чудный край, но здесь никто не жалуется. Яхтинг в Тольятти не просто выжил, он активно развивается и не собирается сдаваться под ударами кризисов и отсутствия денег.
Здесь особое отношение к парусу, он, конечно, нечто большее, чем обычное время препровождение на воде. Здесь им живут. В Тольятти сильны парусные традиции. В 1990-е гг. яхт-клубы, стараясь не растерять свой опыт, были вынуждены «затянуть пояса». Из 11 яхтенных баз выжило семь. Раньше они были сосредоточены «конгломератами», по две-три на одном месте, отделялись друг от друга лишь формальным забором с множеством лазеек. Сегодня картина примерно та же, да только заборы стали повыше.
Три парусных центра расположились вдоль побережья по дороге из Нового Тольятти в Комсомольск (район Комсомольский возле порта и плотины – самая старая часть города).

Как яхту назовешь, так она и поплывет!

КуйбышевАзот всегда был самым «парусным» предприятием в городе и остается таковым по сей день. Под его заботливым крылом находится самый крупный яхт-клуб Тольятти – «Дружба». Еще в советские времена он по-товарищески приютил пять клубов других предприятий: СК (Синтезкаучук), Левобережного завода, Домостроительного комбината, ТоАЗа и Трансаммиака. Так рука об руку они строились и развивались. Сегодня, правда, часть клубов прекратила свое существование. Территории их так срослись, что на первый взгляд сложно отличить, где заканчивается один и начинается другой. Создается впечатление, что это единый клуб.


Просторы Куйбышевского водохранилища позволяют проводить крупнейшие регаты Росии. Кубок Волги

Вообще-то «Дружба» – один из крупнейших яхт-клубов во всей стране. Сейчас в нем ведется реконструкция гавани, а если говорить точнее, строительство новой современной марины. «Мы строим не просто яхт-клуб, а международный речной порт, – поправляет меня Дмитрий Кульбицкий, директор по транспорту ОАО «КуйбышевАзот» и президент Поволжской федерации парусного спорта. – Волгу обязательно когда-нибудь откроют, и наш порт сможет принимать в свою гавань до 600 судов».


Д.Е. Кульбицкий объявляет победителей регаты Кубок Волги

И действительно, масштабы строительства свидетельствуют о том, что это будет не рядовая стоянка на Волге. Вот уже два года с десяток бульдозеров возят песок и щебень на некогда большую мель напротив здания клуба, земснаряды углубляют гавань, укрепляют берега и ровняют насыпь для будущих клубных эллингов и мастерских. «В рамках нашего клуба мы планируем организацию целого водноспортивного комплекса, – продолжает Дмитрий Евгеньевич. – Новое здание яхт-клуба уже построено на 80 %».
Огромный белый корабль-дом, здание будущего комплекса, обрамленный вечнозеленым сосновым лесом, виден издалека. Его нос развернут по течению, по направлению к шлюзам, он словно стремится к морю. Этот неординарный проект предложил самарский архитектор Владимир Тельканов. Говорят, был такой курьез: баржа-сухогруз однажды ночью перепутала огни корабля-здания с огнями порта и направилась в гавань яхт-клуба. Опомнились на барже буквально в считанных метрах от строящейся марины.

«Остров Сокровищ»

Сейчас все тольяттинские яхт-клубы частные, у каждого есть свой «попечитель». Это либо предприятие-патрон, как у «Дружбы», либо инициативная группа энтузиастов-яхтсменов, как у «Острова Сокровищ».
При этом, рассказывая о своих базах, почти все яхтсмены не забывают упомянуть ВАЗ. С автозаводом тесно переплелись истории многих клубов. Когда-то автогигант владел внушительным количеством разноплановых спортивных комплексов, в том числе и парусным. Но сегодня он «открестился» почти от всех – в спорт нужно вкладывать средства, а отдачи почти нет. Вот и получается, что крупнейшему заводу города парусный спорт, тем более детский, не нужен. Последняя база – не то гребцов, не то яхтсменов – закроется со дня на день. Детские швертботы на ней свалены за эллингом в кучу, а «гребной» база называется, видимо, потому что гребной канал – на расстоянии вытянутой руки.
Совсем другой пример – яхт-клуб «Остров Сокровищ», расположенный по соседству. Это первый клуб, организованный на частные средства (1997). Когда входишь в него, кажется, что попал в детскую школу. На воротах – табличка с надписью: СДЮШОР. Выясняется, что здесь около 30 воспитанников клуба ходят на «Оптимистах« и «Лучах». Они хозяева, как тут говорят, материковой части в здании школы с просторными классами, мастерской и раздевалками. Вторая, большая половина яхт-клуба находится на острове напротив. Там базируется весь крейсерский флот. Уютная небольшая бухта обрамлена соснами, впрочем, как и все побережье. На «крейсерский» остров яхтсмены попадают с помощью лодки.

Нет предела совершенству

Соседние яхт-клубы «Искра» и «Гольфстрим» больше тянут на катерные стоянки. Надо отметить, что отстой яхт – как зимний, так и летний – по московским меркам здесь стоит просто смешные деньги: от 2500 до 5000 рублей в месяц. Некоторые столичные яхтсмены, желая сэкономить в условиях кризиса, этим пользуются. Тольяттинские моторники предпочитают держать катера на более дешевых автостоянках, поэтому свободных мест в клубах достаточно.
Больше ориентированный на катера, я/к «Чайка» явно зарабатывает как стоянка.


Полные паруса тольяттинского яхтинга

Но вернемся к строительной теме. «Дружба» не единственный яхт-клуб, который гудит бульдозерами. Некоторые крупные базы, та же «Чайка», например, также строятся – улучшают качество стоянок. На «Чайке» переделка началась с весьма дорогостоящего вида работ – углубления гавани и укрепления берегов: плотинные приливно-отливные движения воды не щадят песчаные берега. Гавани базы, кстати, и расположенного рядом я/к «Химик» защищены от сильных ветров и волн, которые здесь бывают почти морскими.
«Химик» – второй по величине клуб побережья, существующий под крылом мэрии. Он тоже активно строится. Вскоре здесь возведут просторный эллинг с ремонтной мастерской и помещением для пошива парусов. Один из трех подъемных кранов, работающих в яхт-клубах города, находится именно здесь. В клубах Тольятти, наверно, маловато кранов, но местные яхтсмены выходят из положения просто – прозевавших спуск плотинных вод под осень вытаскивает автокран КАТО. Добавлю также, что руководство яхт-клуба «Химик» в прошлом году позаботилось о приобретении плавучей автозаправки.
Приезжая в Тольятти зимой, удобное для строительства и реконструкций время, поражаешься увиденной динамике. При этом местные директора яхт-клубов и яхтсмены на власти чаще всего не надеются и все делают сами.


Open 800 на фоне Жигулевских гор

Погоняемся?!

Местный крейсерский флот не отличается оригинальностью, в основном его составляют польские «Картер-30» и «Конрад-25». Но ни много ни мало, а треть лодок – это самострой, результат творчества волжских яхтсменов 1970-х гг. Увлеченные заводчане-яхтсмены много сделали своими руками – тогда это был единственный способ заиметь собственную яхту. Заводской люд работы не боялся, умел делать все – от чертежа до готовой яхты.


Судейское судно регаты «Инфо Лада»

Сегодня «новые» тольяттинцы потихоньку покупают «Бенету» да «Жану». Но для рядовых парусников это все-таки дорогое удовольствие. «У нас здесь не такие заработки, как в Москве, поэтому мы и не равняемся на столичный яхтинг», – признается Игорь Ивашов, директор я/к «Остров Сокровищ».
«Мы очень любим парус, – продолжает Игорь, – и стараемся проводить как можно больше регат. Правда, самая крупная – Кубок Волги – в последние годы проводится не с таким размахом, как раньше, и теперь собирает лишь по 30–40 лодок, а в прежние было и по 80». Раньше регату проводил сильный ульяновский оргкомитет, он обеспечивал и достойные призы (в 2004 г. победителю достался автомобиль УАЗ), и азарт гонки. Сегодня интерес к соревнованию несколько уменьшился, маршрут сократился, хотя еще два года назад гонщики ходили до Казани. Тольяттинские яхтсмены с ностальгией вспоминают те увлекательные гонки и высказывают надежду, что регату возродят.
Местное ноу-хау – Кубок сезона – проводится в любую погоду и в очень непривычное время – по средам вечером. Яхтсмены все в один голос говорят, что время выбрано очень правильно. «В выходные у всех сады и огороды. А в среду едешь с работы прямо на старт, он дается в 19.00, а в 21.30 уже направляешься домой, довольный и нагонявшийся», – рассказывал мне сосед по купе в поезде Москва–Тольятти. Самое интересное, что эти короткие гонки совсем не теряют популярности. В Кубке обычно участвует флот из 25–30 лодок. В сентябре баллы, заработанные в сезоне, суммируют и определяют победителей. К слову, этот тольяттинский опыт переняла Самара.
Волжане чтут своих ветеранов и уже ушедших из жизни учителей. Такого количества памятных регат нет больше нигде: закрытие сезона – гонка памяти А.К. Никитина, есть еще Кубок Сазонова, а в этом году волжане отметят 25-летие самой любимой регаты – Мемориала К.Т. Гуняшова. «Человек был светлый, вот и гонка пережила множество других соревнований. Ее никогда не отменяли, и даже в сложные для яхтсменов времена регата всегда проходила на «ура», – вспоминает Элеонора Учайкина, ответственный секретарь ПФПС. – Сейчас гонка приобрела статус чемпионата области».

Незнакомое слово «чартер»

Песчаные берега, прекрасные закаты, утопающие в «море», всегда зеленые склоны Жигулевских гор... Эти места богаты заповедными территориями и разнообразным животным и растительным миром, есть тут и эндемики.
Но живописные берега доступны яхтсменам лишь четыре-пять месяцев в году – лето здесь короткое. Такого понятия, как «чартер», в Тольятти не существует. Кажется, здесь и слова такого не слыхивали. Потому и туризм на Куйбышевском водохранилище отсутствует, а жаль, ведь природа роскошная. Но если есть желание выйти на воду, всегда можно попроситься к кому-нибудь на борт, погоняться в команде. Как вариант: заплатить капитану конкретной лодки за индивидуальную экскурсию. Кстати, могут и денег не взять, такие уж люди!
В качестве экзотики: существует любопытная местная забава, к которой тоже можно присоединиться – «Малая жигулевская кругосветка». Тур-клуб «Лада» устраивает переход на гребных шлюпках «Ял-6». За десять дней участники «кругосветки» обходят Самарскую Луку. Экипажи 60 ялов по ходу устраивают гребные регаты, перемежая их культурными мероприятиями. В 2009 г. состоится юбилейный 40-й заплыв участников «народной» забавы.

Куйбышевский «детский сад»

Последние два года в Тольятти проходят крупнейшие в стране детские регаты, например, открытое первенство России и чемпионат России в международных и национальных классах яхт, которые раньше проводились на Черном море. «Переманили» их сюда открытая акватория Куйбышевского водохранилища и хорошая волна. Национальные и детские классы яхт с удовольствием гоняют по волжской воде. Это и не удивительно. Условия для проведения соревнований всероссийского уровня здесь отменные.
Преобладающие направления ветра: северный, северо-западный и южный. Берега позволяют укрываться от ветра и волн в бухтах самым маленьким спортсменам, а те, кто постарше, выходят, естественно, в «открытое море».


Раздача супа на Усинке

Пресная вода избавляет от утомительного ежедневного мытья лодки. К концу июня она, правда, портится – цветет зеленая ряска (синезеленые водоросли). Никуда не деться и от сточных промышленных вод, содержащих азотные и фосфорные примеси.
Крупные детские регаты собирают молодежь со всей страны. Во время их проведения в Тольятти приходит столько лодок, что их невозможно разместить на территории одного клуба. Как правило, яхт-клубы охотно раскрывают двери гостям и без проблем размещают у себя детские швертботы. «К 2010 году, когда «Дружба» закончит реконструкцию, мы сможем принимать до 1000 детских лодок во время серьезных соревнований», – утверждает Кульбицкий.
Некоторая сложность пока возникает только с проживанием. Но тольяттинцы выходят из положения, арендуя на время гонок заводские санатории на побережье. Местные яхтсмены в один голос уверяют, что такие условия для паруса, а тем более детского, как в Тольятти, еще надо поискать!
Когда я ходила по яхт-клубам города, просто душа радовалась: что ни клуб, то детская секция. Их патронируют сразу две, работающие параллельно (а в какой-то степени сейчас и конкурирующие) организации – ШВСМ и СДЮШОР. Школа высшего спортивного мастерства (ШВСМ) работает при Управлении физической культуры и спорта мэрии городского округа Тольятти, СДЮШОР (Специальная детско-юношеская школа олимпийского резерва) представляет всю Самарскую область.
На базе одного яхт-клуба могут мирно сосуществовать секции и СДЮШОР, и ШВСМ. В некоторых клубах есть «специализация» по классам. К примеру, в «Искре» больше «Кадетов», а в «Острове Сокровищ» в основном «Оптимисты» и «Лучи».


Петр Моторин, тренер-воспитатель самой многочисленной группы спортсменов


Разумеется, есть и проблемы. Самарское учреждение СДЮШОР, например, оплачивает аренду мест под детские школы в яхт-клубах, но не может в полной мере обеспечить их матчастью. Так что все они существуют частично на средства родителей, частично благодаря спонсорской поддержке членов яхт-клубов. Ряд поездок по России тоже осуществляется за свой счет. В Тольятти выросло немало талантливых яхтсменов, таких, например, как чемпионка России Раиса Чекашкина и участница Олимпийских игр в Пекине Анастасия Малетина. Обе родом из тольяттинских парусных семей.

Местные «погонюшки»

Количество детских областных парусных состязаний и их уникальный формат поражают. Приведу такой пример: яхт-клуб «Остров Сокровищ» и сеть супермаркетов «Миндаль» проводят коммерческую детскую регату – Кубок «Миндаля». Соревнование это стало традиционным и собирает до 200 лодок на каждый из 7 этапов.
Яхт-клуб «Остров Сокровищ» проводит интересную Усинскую регату. Она ориентирована на самых маленьких и неопытных яхтсменов. Условия состязания довольно любопытные: в устье реки Усы на неделю устраивается палаточный лагерь, где дети живут, питаются походной едой, тренируются и гоняются.
Близость Казани, Ульяновска, Сызрани и Самары дает возможность собирать в Тольятти многочисленный детский флот на региональные соревнования. Одно из них – Кубок Казанского кремля – своего рода обмен детскими делегациями. Регата очень популярна в средневолжском регионе.
Отдать ребенка в парус в Тольятти совсем не сложно, принимают всех желающих за чисто символическую плату – около 1000 рублей в год.
«С набором детей у нас нет проблем, родители стараются занять ребят на лето делом», – рассказывает тренер из «Химика» Петр Михайлович Моторин. Несмотря на свой немолодой возраст (72 года), он занимается летом с ребятами на воде, а зимой бегает с ними на лыжах и кормит обедами, приготовленными его супругой на собственные деньги. Моторин знает: «Нет питания, нет и воспитания». Он своего рода Макаренко в парусе. Петр Михайлович не раз делал из отъявленных хулиганов «людей», перенаправляя их неуемную энергию в «парусное» русло. Многие из бывших воспитанников не расстаются с Петром Михайловичем и по сей день. И вроде выросли уже из маленьких лодок, но все равно их тянет на воду, в команду Моторина.

ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРНИ

Население Тольятти насчитывает чуть более 700 тыс. человек. Город сильно вытянут вдоль Волги, в 95 км вверх по течению от Самары. На противоположном берегу находятся знаменитые Жигулевские горы.
Город назван в честь Пальмиро Тольятти (1893–1964), возглавлявшего с 1926 г. коммунистическую партию Италии. Под его управлением компартия стала самой большой неправящей партией в Европе.
Сейчас городской ритм определяют несколько предприятий: АвтоВАЗ, выпускающий самую массовую марку российских автомобилей, КубышевАзот, Куйбышев-Фосфор, Тольятти-Азот – заводы, производящие каучук, капролактан, азотные удобрения и другую химическую продукцию.
Примерно 80 % рабочего населения Тольятти задействовано на их производствах.

ТЕКСТ ЮЛИИ СКАЧКОВОЙ
ФОТО ИЗ АРХИВА ЭЛЕОНОРЫ УЧАЙКИНОЙ

Опубликовано: http://www.yachtrussia.ru/jigulevskoe_more/


Количество показов: 12251
Автор:  ТЕКСТ ЮЛИИ СКАЧКОВОЙ ФОТО ИЗ АРХИВА ЭЛЕОНОРЫ УЧАЙКИНОЙ
Источник:  http://www.yachtrussia.ru/jigulevskoe_more/
Тема:  Активный туризм  / Природа Самарской области
Рейтинг:  2.66
Сумма голосов:  115

Возврат к списку





Яндекс.Метрика