12.05.2009
Выставка «Образы Италии» в гравюрах Пиранези и итальянских мастеров XVI - XVIII веков из собрания Самарского областного художественного музея
В 1947 – 1948 годах из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в рамках политики перераспределения произведений искусства из крупных музеев страны в областные, была передана большая коллекция итальянской гравюры XVI - XVIII веков в Куйбышевский (теперь Самарский) областной художественный музей (СОХМ).
В собрании европейских гравюр СОХМ находятся 32 офорта Джованни Баттиста Пиранези – итальянского художника, архитектора, одного из лучших гравёров в истории искусства, фантазия и колоссальная продуктивность которого, в сочетании с высоким качеством исполнения офортов до сих пор остаются непревзойденными.
Д.- Б. Пиранези, как и многие другие художники, работал в популярном для XVIII в. жанре ведуты (итал.veduta – увиденная) - это документальное, точное «портретное» изображение местности, наделенное к тому же поэтической одухотворенностью.
Эстампы Пиранези в основном представляют собой архитектурные виды, проекты реконструкций древнеримских памятников. Основной его перспективный прием- это когда автор изображает архитектурный объект на очень близком расстоянии, за счет чего сооружение заполняет практически все пространство. Игра с масштабом, ракурсом, усиление светотеневой моделировки превращают изображение Рима в таинственный город грандиозных руин, сотворенных в глубокой древности, а люди становятся неприметными, хотя каждый лист наполнен ими, где они торгуют, прогуливаются, а над ними возвышается Вечный город.
На выставке также представлены работы итальянских мастеров резцовой гравюры на меди.
Маркантонио Раймонди – в течение всей жизни черпал сюжеты из античной мифологии, проявляя недюжинную фантазию. Он выработал новаторский широкий стиль, точный стиль рисунка и был самым верным и чутким толкователем гения Возрождения.
Пьетро Санти Бартоли, антиквар Папы и королевы Кристины Шведской, стремившийся в своих гравюрах сохранить для потомков разрушающиеся памятники древнеримской культуры. Некоторые памятники реконструированы им по воображению в работах.
Франческо Бартолоцци – выдающийся мастер пунктирной манеры (передача штрихов точками). Композициям его гравюр присуща особая плавность, мягкость линий силуэтов фигур и даже есть матовое свечение при моделировке обнаженного тела.
Всего на выставке представлено 73 работы итальянских мастеров XVI - XVIII веков:
Джованни Баттиста Пиранези, Маркантонио Раймонди, Пьетро Санти Бартоли, Агостино Каррачч , Стефано дела Белла, Джованни Баттиста Фальда, Франческо Бартолоцци, Лоренцо Цукки и другие из собрания Самарского областного художественного музея.
Дополнительная информация по телефону: 8 (8482) 48-20-89 или по адресу: г. Тольятти, б –р Ленина, 22 (правое крыло)