Испытательные полеты с целью оценки возможности использования лазерной системы посадки “Глиссада-04” (впоследствии модернизированной и переименованной в лазерную систему визуальной индикации курса и глиссады “Глиссада-М”) проводились в период с 2005 по 2009 гг. на аэродромах, вертодромах и вертолетных площадках гражданской авиации не только в России, но и далеко за ее пределами.
В частности, полеты выполнялись в районе аэродрома “Курумоч” г.Самары, в Саратове, а также на аэродроме станции “Новолазаревская” в Антарктиде, где испытания проводил Герой России ведущий летчик-испытатель Р.Т.Есаян.
Результаты испытаний подтверждают надежность лазерной системы визуальной индикации курса и глиссады “Глиссада-М”, обеспечивающей процесс безопасного захода воздушного судна на посадку ночью как в простых, так и в сложных метеоусловиях, например, в случае дождя, пурги, метели, когда интенсивность свечения глиссадных лучей значительно возрастает. Кроме того, система существенно упрощает позиционирование воздушного судна в пространстве, снижает количество и кратность проверки показаний приборов пилотом, что позволяет повысить точность и безопасность в процессе захода на посадку; в этом случае пилот контролирует только скорость, а информацию о курсе и глиссаде снижения получает в виде формы посадочного символа системы.
“Глиссада-М” признана полностью совместимой со всеми радиотехническими системами посадки и может использоваться как вместе со светотехническим аэродромным оборудованием, так и без него. При этом система не требует установки на борту воздушного судна какого-либо дополнительного оборудования.
В процессе проверки “Глиссада-М” успешно прошла транспортные испытания (для проведения полетов на аэродроме станции “Новолазоревская” она оперативно была доставлена из Самары в Кейптаун (ЮАР), а затем – в Антарктиду, после чего возвращена в аэропорт “Курумоч”), смену климатических поясов и температурных режимов, в очередной раз доказав надежную работоспособность и всепогодность.
Оценка лазерной системы визуальной индикации курса и глиссады проводилась летчиками-испытателями летно-исследовательской базы Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А.Чаплыгина, а также летно-испытательного центра ФГУП ГосНИИ ГА на основании Решения, утвержденного 11.04.2005 г. Федеральным агентством воздушного транспорта РФ и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ.
Получение положительной летной оценки использования “Глиссады-М” - еще один шаг Международного аэропорта “Курумоч” на пути к завершению испытаний уникальной лазерной системы захода на посадку и дальнейшей ее сертификации.
Экспериментальный образец “Глиссады-04” был разработан ФГУП “Конструкторское бюро автоматизированных систем” (КБАС) в 1974-1978 гг. и усовершенствован в 2004 г. с применением новейших технологий. Современная лазерная система посадки “Глиссада-04” (в дальнейшем переименованная в лазерную систему визуальной индикации курса и глиссады “Глиссада-М”) - принципиально новая уникальная система, созданная на новой элементной базе, - позволяет осуществлять посадку воздушного судна в условиях максимально плохой видимости (в сумерках, ночью, в туманной дымке, при плохой погоде) при минимуме II или даже III категории. При этом обязательным и наиболее важным критерием является обеспечение безопасности полетов.