Фарфоровые «иконы» китайской революции

Туристические новости Самарской области


10.11.2009

Фарфоровые «иконы» китайской революции


В Тольяттинском художественном музее достаточно неожиданно открылась новая выставка. Так что теперь в его стенах можно одновременно посетить два фотовернисажа: один живописный и попавшую к нам вне плана уникальнейшую коллекцию фарфора времен китайской «культурной революции».

Об этом «смутном времени» в Поднебесной мало что известно российскому обывателю. Оказывается, с 1966 по 1976 год, на фоне такого культа личности тамошнего генсека Мао Цзэдуна, что и Сталину не снился, творился в Китае хаос, именуемый «культурной революцией». В общем-то, посмотрев коллекцию, можно об этих временах хоть какое-то представление составить.

Как и всякая революция, эта низвела до целей кондовой агитации сокровище истинной культуры народа -- фарфор. Поиздевалась над ним, изобретенным в четырнадцатом веке до нашей эры, ценимым выше золота. За выдачу секрета его изготовления в древности карали смертью. А в краткую эпоху «культурной революции» признали, естественно, буржуазной роскошью, стали крушить невесомые, полупрозрачные и звонкие произведения, а на старинном заводе в Цвиньдэчжене стали ваять грубые горшки и панно, размалеванные на манер, скажем, наших «Окон РОСТа». Только гораздо хуже! Неудивительно, ведь в китайской традиции сроду не изображались люди, и мастера со старанием создавали только светлейший лик Мао. Нужно было производить много малохудожественных, но актуальных агитпанно и агитваз, обильно снабженных цитатами вождя. Однако для самого Мао вазы делались по старинке -- тонкие, изысканные, расписанные по традиции цветами и птицами. А для народа -- панно с типичным плакатным названием «Уничтожим контрреволюционную и ревизионистскую культуру!» или статуэтки героев одной из восьми революционных опер, написанных женой вождя.

Когда культ личности после ее смерти сошел на нет, подобное наследие никто не берег. Однако востоковед Константин Доценко в восьмидесятые годы успел, фактически, спасти это своеобразное искусство. Его жена Маргарита Баржанова, директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, в начале прошлого года представила семейную коллекцию, насчитывающую семь тысяч единиц. Посол Китая, посетивший вернисаж, был ошеломлен: вероятно, во всей Поднебесной сегодня не наберется столько.

Теперь уже искусствоведы наследие «культурной революции» согласны называть искусством без кавычек. Работники Тольяттинского художественного музея на открытии выставки договорились даже до параллели с нашими иконами, которые были также спасены путем вывоза из Советской России. И которые тоже призваны были просвещать народ. Только цели у икон настоящих и этих, фарфоровых, в кавычках, были разные. И судьбы, надеюсь, разные. Иконопись в России возрождается, а в Китае, очень хочется верить, не утрачены древние традиции сотворения тончайшего, полупрозрачного фарфора. Что же касается этих фарфоровых агиток, то их право на существование бесспорно. По крайней мере, они нам помогают хоть немного понять китайцев, переживших «это», и посочувствовать им.