21.10.2014
Пурыгин, Новокрещенов, Клецель
В художественном музее открылась выставка из собрания известного коллекционера Виктора Кузина. В экспозицию вошли 20 полотен самарских живописцев - Валентина Пурыгина, Вениамина Клецеля и Виктора Новокрещенова. К сожалению, не все произведения из собрания представлены в музее, но здесь зритель может видеть немало интересных работ.
Виктор Кузин собирает картины самарских художников очень давно, со всеми он дружил и постоянно им помогал. По его словам, всегда привозил художникам холсты, краски, кисти в больших количествах. В мастерских своих друзей он мог наткнуться на ненужный «хлам» - свертки холстов, которые художники отдавали ему за ненадобностью. Что-то Кузин покупал, что-то получал в подарок. Так создавалась коллекция.
Центральное место собрания картин Виктора Кузина занимают работы Валентина Пурыгина. Самое значительное среди них - масштабное полотно «Снег сошел», над которой он работал много лет - с 1959 по 1971 годы. Сам автор для себя манеру написания назвал «точкованием». Зритель видит здесь прежде всего буйство красок, феерию цвета. Такой сочный колорит становится метафорой расцвета природы, ее рождения. Весна здесь рифмуется с хрущевской «оттепелью»: основная часть картины была написана именно в этот период.
В другой работе, «Судакский вид», Пурыгин показывает романтический пейзаж Крыма, где ему удается благодаря своей манере письма смешивать цвета, как бы соединяя все стихии воедино - землю, воду, небо. Позже он создает серию работ в гротескной манере. Здесь в аллегорической форме показана им борьба добра со злом, где олицетворением всего дурного являются жуткие монстры, а жизни - вечно молодая и прекрасная Природа. Это тонкое, болезненное восприятие мира рождало необычные сюжеты, и тема противодействия была перенесена на самарский пейзаж с его загадочной и неповторимой метафизикой.
На выставке можно увидеть несколько картин Виктора Новокрещенова, в 2010 году ушедшего из жизни. Стилистика его работ вполне узнаваема. Выполненные в экспрессивной манере полотна изображают сказочных персонажей, навеянных образами Древней Руси. Художник представляет собственную мифологию, где удивительным образом перекликаются мир реальный и мир вымышленный, надуманный.
Вениамин Клецель работал в Самаре в 1960 - 1980-е - вплоть до отъезда в Израиль в 1990 году. На выставке представлена картина «В иерусалимской мастерской», написанная уже в Израиле в 1995 году. Здесь показан художник перед пустым холстом. Это своего рода метафора мысли «начать все с белого листа» на новом месте. Любопытна работа «Человек с петухом» (2000-е), выполненная в неопримитивистской манере. Герой словно надвигается на зрителя из темноты, в его руках петух, которого скоро принесут в жертву В «Автопортрете» (2006 год), исполненном в темных тонах, перед зрителем предстает погруженный в состояние творческого экстаза художник, ведомый неудержимыми идеями и фантазиями.
Выставка продлится до 10 ноября. Художественный музей, ул. Куйбышева, 92.