05.03.2015
В Самаре может появиться экскурсионный ретро-трамвай
Группа самарских активистов готова восстановить трамвай №12/112 и вновь пустить его по рельсам. По их мнению, трамвай мог бы служить и музейным экспонатом, и совершать экскурсии по городу. Эту идею поддержал депутат Госдумы РФ от Самарской области Александр Хинштейн.
Бывший директор самарского ТТУ, возглавлявший предприятие с середины 80-х по 2000-е годы Владимир Водолазов рассказал, что вагон функционировал до конца 50-ых годов, после чего его "списали", так как он выработал свой срок эксплуатации и уже не отвечал требованиям безопасности.
"В 80-ые годы, из Санкт-Петербурга прислали колеса. Восстанавливали его почти по памяти, потому что такие вагоны уже не собирали тогда. Делали все силами ветеранов, каждый вносил свою лепту", - рассказывает Владимир Николаевич.
Вторую жизнь трамвай получил к 400-летию Самары и после этого еще чуть меньше 10 лет он ходил по городу по праздникам – на День города, в День Победы в Великой Отечественной войне.
"В те годы, когда я был руководителем предприятия, он обследовался ежегодно, его красили, что-то латали. Я сохранял его, сколько мог. А потом пошел износ колодочных тормозов, колеса не держали. Мы спрашивали запчасти в других городах – Санкт-Петербурге, Новосибирске. Нам отказывали, но просили, в свою очередь, продать вагон им. Потом и американцы стали просить. Но я не отдал, не имел права. Люди ведь восстанавливали, работали. Поставил его на выходе из ТТУ в качестве памятника, чтобы сохранить его историческую подлинность", - продолжает экс-руководитель МП "ТТУ".
Технические специалисты считают, что восстановление трамвая потребует больших затрат, так как оборудование и детали для этой модели вагона уже не производятся, их нужно изготавливать заново. Кроме этого, потребуется привлечение экспертов завода-производителя.
«Мы же его не зря поставили на пьедестал. Те, кто считает, что его можно поставить на рельсы все-таки заблуждается, так как для этого нет запчастей. Куда я только не обращался с этим вопросом – в Ленинград, в Тулу, в Коломенское! Нигде ничего не нашли. В Новосибирске, правда, были колеса, и все, я хотел их купить, но мне в то время отказал директор местного завода», - вспоминает Владимир Водолазов.
Как пояснили в самарском департаменте транспорта, сейчас специалисты Трамвайно-троллейбусного управления продолжают изучать вопрос восстановления состава, ориентируясь на опыт и мнение экспертов других городов, а также со специалистами заводов-изготовителей.
Вопрос восстановления исторического трамвая на маршрут требует детальной проработки, в том числе обследования самих вагонов, так как это касается, прежде всего, безопасности пассажиров, убеждены эксперты.