«Туристическая привлекательность Самарского региона растет»

«Туристическая привлекательность Самарского региона растет»

Туристические новости Самарской области


«Туристическая привлекательность Самарского региона растет» 13.10.2015

«Туристическая привлекательность Самарского региона растет»


На днях в Сочи в рамках международного инвестиционного форума состоялась дискуссия «Три года до чемпионата мира по футболу. Как готовы города России?». В качестве одного из основных докладчиков участие в работе круглого стола принял губернатор Н.И. Меркушкин. Опыт Самарской области был с большим интересом воспринят всеми экспертами и участниками форума. О том, как в преддверии ЧМ-2018 развивается туристическая отрасль региона, «ВК» рассказал руководитель департамента туризма Самарской области М.В. Мальцев.

- Михаил Викторович, наблюдается ли в последние годы приток туристов в Самарскую область?

- Да, такая тенденция есть. Во-первых, в регионе становится больше гостиниц, мини-отелей, загородных баз отдыха. Во-вторых, у россиян растет интерес к внутреннему туризму. За последний год, из-за изменения экономической ситуации, выездной туризм пошел на спад, по некоторым направлениям - до 50%. А внутренний, по данным Ростуризма, вырос на 16%. Аналогичную тенденцию, но в меньшем масштабе, можно наблюдать и в Самарской области, в том числе и в региональной столице, - турпоток по ряду направлений выше, чем в предыдущие годы.

- Растет ли туристическая привлекательность других городов региона?

- Фестиваль «Сызранский помидор» является успешным туристским проектом. Фестиваль «Жигулевская вишня» - новый проект Жигулевска - привлек в этом году несколько тысяч туристов. Тольятти является одним из центров событийного туризма. Поэтому - да, туристская привлекательность городов региона растет. Это происходит благодаря тесному взаимодействию организаторов фестивалей, Совету по развитию событийного туризма, администраций муниципалитетов и туроператоров региона. И подтверждается растущим количеством посетителей мероприятий и наградами в национальных конкурсах.

- Какие крупные проекты в сфере туризма планируется реализовать в ближайшие годы?

- Самый крупный проект - это подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года и создание необходимой инфраструктуры по приему туристов как в Самаре, так и в Тольятти. В Самаре предусмотрена реконструкция исторического центра города. Подготовлен проект гостевых и туристских маршрутов. Модернизируется транспортная инфраструктура. Строится стадион, который будет крупнейшей событийной площадкой. Создается туристская информационная система, включающая дорожные указатели, павильоны туристского информационного центра, многоязычный портал, мобильный гид, буклеты и туристские карты городов. Этот проект позволит использовать всю созданную инфраструктуру не только для чемпионата мира, но и для развития туризма.

- Какова потребность области в средствах размещения к чемпионату мира?

- ФИФА предъявляет определенные требования к регионам, принимающим ЧМ-2018. В Самарской области пройдет шесть игр - четыре матча группового этапа, 1/8 финала и четвертьфинал. Мы должны иметь в распоряжении 3823 номера, чтобы разместить клиентские группы. В клиентские группы войдут команды, члены оргкомитета и представители ФИФА, судейский корпус, СМИ. Эти группы предъявляют определенные требования к средствам размещения – гостиницы должны быть уровня от 3 до 5 звезд. Кроме того, порядка четырех тысяч номеров должно быть предусмотрено для болельщиков. Также мы должны обеспечить размещение технического персонала, маркетинговых партнеров ФИФА, волонтеров, специалистов, обеспечивающих безопасность. На сегодняшний день у нас в регионе работает 261 гостиница, 130 баз отдыха, 30 санаториев и других средств размещения. Такого объема номерного фонда достаточно. Определенный дефицит есть по отелям уровня 4-5 звезд, но мы планируем восполнить его новыми инвестиционными проектами. Один из них - строительство гостиницы Lotte на пересечении улиц Красноармейской и Галактионовской. Этот отель позволит дополнительно создать в городе порядка 190 номеров уровня 5 звезд, что позволит закрыть основную потребность в размещении клиентских групп. Плюс будут задействованы уже существующие отели. Мы предусмотрели субсидии на модернизацию гостиничного фонда, планируем активно взаимодействовать с гостиницами, чтобы совместно повысить уровень обслуживания. Также в 2016-2017 году собираемся запустить программу повышения квалификации персонала гостиниц и предприятий туристского и ресторанного бизнеса.
Кстати, с 1 июля 2016 года, в соответствии с федеральным законом, гостиничные услуги смогут предоставлять только те средства размещения, которые прошли классификацию. Это касается не только крупных гостиниц, но и мини-отелей, хостелов, баз отдыха, санаториев, детских оздоровительных лагерей. Все они должны будут получить категорию. На сегодняшний день у нас прошли классификацию 60 средств размещения. Классификацию имеют право проводить шесть компаний, аккредитованных департаментом туризма.

- Есть ли проблемы с количеством и профессиональным уровнем гидов и переводчиков?

- Чтобы принимать большое количество туристов, особенно из других стран, необходимо иметь подготовленных гидов-переводчиков, экскурсоводов, волонтеров. Сегодня в регионе дефицит таких людей. И в планы по подготовке персонала к чемпионату мира такие категории должны быть включены.

- Как будет развиваться туризм на «Самарской Луке»?

- Ежегодно национальный парк посещают до 3 миллионов человек. Понятно, что не имея инфраструктуры для приема туристов, «Самарская Лука» испытывает ряд проблем - пожары, мусор, нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Если не направить потоки туристов по специальным туристическим маршрутам, люди будут наносить значительный урон природному разнообразию нацпарка. По закону об особо охраняемых природных территориях, у нацпарков три основные задачи. Первая – сохранить биоразнообразие на своей территории. Вторая - проводить программы по экологическому образованию. Третья – развитие регулируемого туризма. Каждый посетитель парка обязан купить путевку. Средства от нее направляются на развитие нацпарка. Поэтому «Самарская Лука», областное правительство, муниципальные районы заинтересованы в увеличении количества туристов, которые, приобретая путевки, вкладывают свои средства в развитие парка. При этом мы понимаем, что нацпарк должен развиваться в рамках определенной концепции. Есть некоторые возражения у экологов, но они не ограничивают принципиально реализацию туристических проектов на этой территории.

- А как обстоят дела с проектом «Жигулевская жемчужина»?

- Он приостановлен в связи с экономической ситуацией. Секвестрование регионального бюджета не позволяет включится в федеральную программу по развитию туризма. Без поддержки бюджета и создания инженерной и транспортной инфраструктуры территория становится инвестиционно не привлекательной, и на данный момент реализация такого масштабного проекта невозможна. Развитие туризма на этой территории будет ориентировано на малый и средний бизнес, который будет разрабатывать туристические маршруты, создавать объекты показа, организовывать пункты проката и так далее.

- Планируется ли строить канатную дорогу через Волгу?

- Канатная дорога - отдельный инвестиционный проект, но он входил в состав «Жигулевской жемчужины». Поэтому средства на строительство канатной дороги из федерального бюджета привлечь не получится. Но проект может быть реализован и вне зависимости от «Жигулевской жемчужины». Ведь канатная дорога имеет экономическую эффективность и, соответственно, может заинтересовать инвесторов.

- Есть ли прогресс в развитии сельского туризма?

- На мой взгляд, сельский туризм - одно из самых приоритетных и интересных направлений для Самарской области, способных предоставить отдых в экологически чистой среде городским жителям Самары и Тольятти. А это порядка 2,5 миллионов человек, у которых определенно есть потребность в таком отдыхе. Сельский туризм может развиваться на базе фермерских хозяйств. Такие примеры уже есть, они реализованы совместно с министерством сельского хозяйства Самарской области. Минсельхоз предоставляет крестьянско-фермерским хозяйствам субсидии. Уже реализованы такие проекты, как центр агротуризма «Сельский уют» в Похвистневском районе, форелевое хозяйство ALEKIANN в Клявлинском районе. Недавно министерство сельского хозяйства провело конкурс на лучший объект сельского туризма. Конкурс проводится третий год подряд. В 2014-2015 годах 23 победителя получили единовременные социальные выплаты на общую сумму более 8 миллионов рублей.