Самарская область, село Курумоч, Самарская ул., 61
Описание:Самую первую церковь на территории села построили в 1743 году, по случаю крещения калмыков, которые населяли это исконно русское старинное село. Она была деревянная и имела нехитрую архитектуру. Второй храм, небольшой белокаменный, был поставлен на месте деревянного в 1819 году. Строительство существующего в настоящее время храма закончили в 1912-1913 гг.
Строили всем миром 10 лет. До революции храм был освящен в честь иконы Казанской Божией Матери и имел один придел. Закрыли его как раз на престольный праздник Казанской Божией Матери 4 ноября 1930 года. Утром священник отец Василий Перов отслужил праздничную литургию, а вечером его вместе с семьей погрузили на телегу и выдворили из села. Село начали раскулачивать. Некоторое время в селе оставался дьякон Александр Федорович Шибакин. Потом его видели в Самаре, дальнейшая его судьба жителям села неизвестна. Регент Александр Сидоров, певчий Павел Иванович Сидоров, певчие монахини Параскева и Александра (Пучковы), Евдокия Евсеева умерли в Курумоче и похоронены на сельском кладбище. Отец Василий 23 марта 1931 года был осужден тройкой ОГПУ по статье 58 на 3 года. Отбывал срок на Соловках. За это время умерла от голода его теща Клавдия Ивановна, жившая вместе с его семьей и младшими дочками - семилетней Шурой и пятилетней Маней. Остальных детей - Леонида, Николая, Анну, Антонину разбросало по стране.
В Курумоче жил местночтимый подвижник благочестия Василий Прокофьевич Мартынов, прозорливый старец. Незадолго до закрытия церкви в 1930 году он плакал коленопреклоненно перед Испанской иконой Божией матери, пред которой всегда молился. Его арестовывали в 1929, 1933 и 1937 годах. Но ни разу ему не вынесли приговора. В 1937 году, когда он проходил по расстрельному делу, следователи его… потеряли. Вот как это было отражено в официальных документах: "Начальнику Красноармейского РО НКВД Куйбышевской области. В 1937 году Новокуйбышевским РО НКВД за антисоветскую агитацию был арестован житель села Курумоч Вашего района Мартынов Василий Прокофьевич, 1854 года рождения, по кличке "прозорливый Василий". … предъявлено обвинение по ст.68-10. ч. 1 и 58-10. ч. 2. Куда девался обвиняемый Мыртынов? … Необходимо установить, где в настоящее время находится Мартынов, и сообщить нам". Тем временем, ни от кого не прячась, он жил в своем селе и молился. В войну к "прозорливому Василию" ходили узнать о судьбе без вести пропавших воинов. По его молитвам Господь открывал, что случилось с человеком, жив он или убит.
Место захоронения старца сейчас неизвестно. До революции и даже во время гонений в Курумоче проходили крестные ходы на отдание пасхи и Вознесение Господне. Был в Курумоче и чудотворный источник, но сейчас он утерян. Открыл его Господь одной из жительниц села по ее молитвам, во время эпидемии холеры. Старожилка села Анна Павловна Тонеева указала приблизительно место этого источника. Ребята воскресной школы пытались откопать его, но вода только сочилась, а источник не открылся. Анна Павловна высказала предположение, что жила этого источника выбилась в другом месте - в трех км от села, между селами Бинорадка и Курумоч.
После закрытия церкви были утрачены многие святыни. Писаные иконы сожгли. Многие иконы были свалены в подвал, хранились на складе в кладовке. Иконы были разобраны некоторыми жителями села. Часть из них вернули церкви, часть до сих пор имеются в домах жителей села. Большая икона Николая Чудотворца служила дверцей чердака одного из домов, но первой вернулась в храм. А вот главную икону храма, большую Казанскую Богородицу, один из жителей села продал в Америку. Среди уцелевших есть икона афонского письма, выполненная иеросхимонахом Кириллом в 1910 году.
Неизвестна судьба еще одной святыни храма - Большого колокола. Одни говорят, что он находится в оперном театре г. Самары, другие, что он в Москве.
Колокол был сброшен с церкви в годы гонений одним из жителей села Иваном Р. Колокол остался цел, а вот Ивана Господь наказал еще в этой жизни. Его самого и всю его семью постигли многочисленные беды. Все члены семьи погибли от несчастных случаев. После закрытия храм начали использовать под машинно-тракторную станцию. В 70-е, 80-е годы церковь хотели взорвать. Об этом отцу Виталию рассказал один из жителей села, который присутствовал на том судьбоносном для храма совещании. Он же и сумел убедить присутствующих в культурно-историческом значении здания. Храм оставили, но сделали из него склад удобрений. Пары химикатов начали разъедать стены. Божий промысел и вернул церковь к жизни. В октябре 1988 года проезжал мимо села и посетил полуразрушенную церковь архиепископ Иоанн (Снычев). Жители села ходатайствовали о восстановлении церкви. Владыка благословил их. Очень активно в возвращении церкви участвовали Нина Васильевна Плякина и Клавдия Васильевна Рякина. Зачинателем восстановления храма стал священник Владимир Назаров, ныне настоятель Христорождественского храма села Царевщина. Ядовитую селитру люди выносили из храма собственными руками. Жертвователей было очень много: жители сел Курумоч, Бинарадка, Нового Буяна, Прибрежного, помогала и епархия. Восстановительные работы начались 30 октября 1988 г., а 4 ноября 1988 г., ровно через 58 лет после закрытия, в храме было проведено первое богослужение. 2 ноября 1989 года освятили престол, и церковь стала называться Богоявленской.
Материал со страницы http://samara-history.livejournal.com/4044.html
Фотографии со страницы http://seleste-rusa.livejournal.com/147580.html
На карте: