Морозный вечер 6 ноября 1932 г., канун 15-летия Великой Октябрьской социалистической революции. На площади Парижских коммунаров (ныне —пл. им. В. И. Чапаева) у драматического театра собрались десятки тысяч людей, многие стоят на прилегающих улицах — площадь, не могла вместить всех желающих. Стоят войска. Играют оркестры. Возле покрытого белым покрывалом монумента Чапаеву и бойцам его дивизии находятся командующий войсками ПриВО комкор И. Ф. Федько, его заместитель бывший начальник Чапаевской дивизии комкор И. С. Кутяков, председатель крайисполкома Г. Т. Полбицын, сын Чапаева — А. В. Чапаев. Медленно сползает покрывало, и над площадью долго гремит «ура»...
Памятник был установлен к пятнадцатилетию Октябрьской революции. Над его созданием работал скульптор М.Ч. Манизер, который известен тем, что создал еще два хорошо знакомых жителям города памятника: памятник В.И. Ленину, памятник В.В. Куйбышеву. Манизер впервые в истории советского искусства решился на создание конной многофигурной скульптуры. Среди фигур: комиссар, боец – башкир, крестьянин – партизан, грузчик – татарин в разорванной рубахе, женщина в косынке, матрос и Чапаев на вздыбленном коне с саблей.
Образы для памятника были взяты с конкретных участников гражданской войны. Позировал Манизеру и сын Чапаева, внешне похожий на отца.
По своим размерам монумент был одним из крупных в стране. Высота памятника 10м, основание 17 х 22м. Вес бронзы, пошедшей на отливку – 12тонн, размер фигур – в полтора раза превышает средний рост человека. Постамент памятника покрыт полированными плитами из черного лабрадорита. Памятник Чапаеву изготавливался в Ленинграде (Санкт – Петербурге). Перед отправкой в Самару его собрали для просмотра. Памятник произвёл впечатление на С.М. Кирова, и он предложил отлить точно такой же для Ленинграда. Таким образом, у памятника Чапаеву появился двойник, который был установлен на площади перед зданием Военной академии связи имени Буденного.
На карте: